Юрий Аксюта, Дина Гарипова, Александр Градский на пресс-конференции в РИА Новости. Фото автора
В пресс-центре РИА Новости прошла мультимедийная пресс-конференция Дины Гариповой, которая будет представлять Россию на конкурсе «Евровидение-2013». Журналистам был показан видеоклип, снятый на песню What if. («Что, если...»). В пресс-конференции также приняли участие директор музыкальной дирекции Первого канала Юрий Аксюта, генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов, российский соавтор песни, гитарист легендарной группы «Автограф» Леонид Гуткин и музыкант Александр Градский.…Вещь по журналистским меркам небывалая: каждый просивший микрофон перед тем, как задать свой вопрос, признавался, что во время конкурса «Голос» болел за Гарипову и посылал за нее эсэмэски. (И люди, возможно, не лукавили – если учесть, что только в финальном голосовании за нее было отдано более миллиона голосов.)
По правилам Евровидения, каждая страна обязана предоставить видео- и аудиозапись своего участника. Заготовленный для этой цели клип показали дважды – в конце и в начале конференции. Дина Гарипова в нем такая, какой привыкли ее видеть зрители в «Голосе»: статично стоящая возле микрофона в темном неброском платье. Исполнение песни тоже такое, какое привыкли слышать зрители, – мастерское. Сама же песня – ничего особенного; душевная в той степени, в какой душевными бывают песни на Евровидении. Большой упор сделан в клипе на видеоряд: по щеке женщины-зрительницы в зале течет слеза, парень берет девушку за руку, и это оказывается заразительно – люди, ряд за рядом, берутся за руки, а потом ряд за рядом встают с поднятыми сомкнутыми руками – и выражением счастья на лицах – и раскачиваются влево-вправо. Совсем молодая девушка, автор клипа, присутствовала на пресс-конференции, и наверное, надо было ей сказать, что не стоило так впрямую – агитационно...
Устроители посчитали нужным начать конференцию с онлайн-вопросов – первый был о подготовке Гариповой к Евровидению и о вкладе в эту подготовку ее наставника по «Голосу» Александра Градского. Градский, как всегда, оказался предельно откровенен: «Ничего я не дорабатывал. А ее и не надо морально готовить – она давно была готова, так ее воспитали родители. Мы с Диной общаемся просто как люди, наставником я был исключительно на проекте, но и там мое участие было минимальным, потому что Дине достаточно минимальных замечаний. Никакой моей необходимости присутствовать на Евровидении нет, впрочем, предложение мне поступило, и если удастся отменить концерт в одном из российских городов, я поеду».
Другой онлайн-вопрос был для Гариповой: «Вы готовы к всемирной славе?» «Такой цели у меня не было, была и есть цель заниматься своим любимым делом», – последовал ответ. Стоит отметить – мало того, что девушка эта на удивление скромна (заколотые волосы, темная юбка ниже колена, светлая блузка в цветочек – так может выглядеть учительница младших классов), держится она с большим внутренним достоинством.
Взяв наконец слово, я обратилась к Градскому – мол, неоднократно в разных аудиториях слышала мнение, что Евровидение не по рангу для его подопечной, ей можно сразу – в La Scala; что он скажет на это? «И что она будет там делать?» – поинтересовался Александр Борисович. «Петь «Тоску», видимо», – предположила я. «Евровидение – не такой простой конкурс. Но если бы спросили меня – я бы не рекомендовал Дине ехать на Евровидение». Тут же взметнулись несколько рук: «А почему вы бы не рекомендовали?» – «Я сказал, если бы я принимал решение. Привязанность и любовь российского зрителя Гарипова уже получила. Дальнейшие конкурсные шаги могут быть либо к увеличению веса (Евровидение – конкурс социальный, а не музыкальный), либо к уменьшению. Зачем рисковать? У Дины уже все произошло, и плевать на Европу. Мне кажется, ей надо дальше зарабатывать авторитет в России». Кто-то из окружающих порекомендовал ему быть осторожнее в высказываниях, на что последовало: «Да мне плевать, что журналисты напишут, – за 47 лет моей деятельности они уже написали столько... Не я, слава богу, решал, какую песню Гариповой петь и ехать ли ей на Евровидение (ключевое здесь – не дай бог, она его выиграет), но поет она блестяще. Для меня как для музыканта этот конкурс странен – вроде бы конкурс произведений, а выигрывает исполнитель. Иногда выигрывают исполнители, иногда выигрывают фрики, и невозможно предсказать, как будет на этот раз».
Разумеется, была поднята тема плагиата: певицу спросили, не возникает ли у нее подобного ощущения от песни, и если возникает, не мешает ли это исполнению? Ответить захотел Леонид Гуткин: «Если и есть какие-то отголоски, какой в этом криминал? Кто верит, что такая профессиональная команда, как наша, пойдет на это – поднимите руки». Поднялась одна рука... «Если кому-то хочется принимать грязевые ванны – не запретишь, но мы не очень верим в их целесообразность», – заключил он. За оригинальность песни вступился и Градский: «Тему надо снять. Достаточно моего мнения и мнения одного из авторов песни. Нот всего 12, и еще учтите полутона. По пять тысяч новых песен пишется в год – все, кто их пишет, слушали классику, и, естественно, что-то в голове оседало. Люди, которые занимаются распространением подобной информации, имеют целью дискредитировать артистку, которую выбрал практически весь наш народ. Почему они это делают, вполне понятно – на их концерты теперь уже никто не будет ходить вообще, и они потеряют деньги».
Юрий Аксюта, для которого это Евровидение – тринадцатое по счету, попросил не рассматривать видеоклип как реальный номер для конкурса, а также рассказал, что по правилам конкурса на сцене не должно находиться больше шести человек; постановкой номера для Гариповой занимается интернациональная бригада, но уже сейчас он может сказать, что ни подтанцовки, ни танцующей на сцене Дины не будет. Как лицо, заинтересованное в победе, он остерегается делать прогнозы, но хочет заявить, что на Евровидении есть только одно место – победителя, все остальное от лукавого.
Со своим, девичьим, выступило агентство Life News: «Дина, вы готовы одеть на конкурс откровенное платье?», на что Гарипова спокойно ответила, что человек она по жизни скромный и оно не будет ей соответствовать: «Менять имидж я не собираюсь – это буду не я, мне будет некомфортно в таком виде работать, поэтому я этого делать не буду». Ее поддержал Аксюта, сказав, что тенденции в мире меняются, и в лучшую сторону – уже меньше востребовано обнаженки и прочего шика. Журналист «Российской газеты» поинтересовался, будет ли промотур по голосующим странам? Аксюта заметил, что вопрос о промотуре, на его взгляд, спорный – «он никак не влияет на результат», участие и победа в шоу такого масштаба как «Голос» – самый лучший промотур. А Коннов вслед за ним сообщил, что оный начался накануне в Кишиневе и продолжится в Бельгии, Голландии, Югославии, Италии, Австрии, Эстонии, Украине и т.д.