0
2443
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2013 00:00:00

Известный Брюллов оказался лучше неизвестного

Тэги: выставка, брюллов


Брюллов – не просто Помпеи, это вообще итальянский дух с налетом салонности, что и демонстрирует нынешний показ графики под вывеской «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов». Сделанные в Италии в конце 1820-х – начале 1830-х рисунки достали из запасников Пушкинский и Русский музеи, чтобы «обрамить» графику, недавно приобретенную одной коммерческой компанией. Последняя – паевой фонд, хотела блеснуть и похвастать коллекцией, но сравнение с музейными работами в тесном соседстве совсем камерной выставки порушило эти планы. Редкий случай: чуть не первым делом при обсуждении коллекции фонда спрашивают, удостоверились ли в ее подлинности. Условно названное «Итальянским альбомом» собрание зарисовок и акварелей конца 1820 – начала 1830 годов больше 150 лет хранилось в семье Витгенштейнов. Часть их обретавшийся в то время в Италии Брюллов подарил графине Стефании, другая вошла в собрание, вероятно, через ее мужа Льва Витгенштейна, который был дружен с художником. На музейном сайте – и интригующая, и озадачивающая фраза: «Итальянский альбом», принадлежащий … [фонду] художественных ценностей… до недавнего времени был мало известен не только широкой публике, но и исследователям русской графики». Так что и в корпусе работ самых известных художников первого ряда, несмотря на пристальное внимание исследователей, может обнаружиться неизвестное. Коллекция из 33 рисунков в 1990-х принадлежала одному банку, затем перешла в руки одного коллекционера, нынешняя же компания приобрела ее в 2010-м – хорошее имиджевое вложение, теперь это продвигают выставками в Русском музее (которая прошла весной) и в Пушкинском. Что до подлинности, специалисты сравнивали манеру письма, движение руки, проводили технико-технологическую экспертизу, обнаружили где-то одинаковые водяные знаки на уже известных рисунках и вновь обнаруженных. Словом, сомнения отринуты. Чтобы не быть голословными, в залах даже поместили интерактивный аттракцион – сравните кисти рук, ноги, профили на тех и этих листах. Не то чтобы сходство было неоспоримым, но исследователям виднее.

Зрителю же виднее, что несмотря на желание фонда повысить рейтинг коллекции музейными показами, перед музейными же вещами она уходит в тень. В самом деле, акварельные и карандашные рисунки с повторяющимися в разных позах округлыми знойными итальянками и повторяющимися итальянскими же высохшими немолодыми женщинами, череда монахов, сменяющаяся чередой разбойников – все с черными влажными очами, – но в большинстве это штудии, порой беглые вспомогательные наброски. Даже когда на этих эскизах и музейных листах одни модели (а таких немало), понятно – тут еще промежуточный этап работы. Здесь видна творческая лаборатория, – говорит куратор Олег Антонов. К тому же, выставок Брюллова у нас не было больше десяти лет. Но когда рядом расцвеченные акварелью и фантазиями «Сон монашенки» из ГРМ или «Сон молодой девушки перед рассветом, в то время как за окном пастух трубит в рожок» (из ГМИИ, впрочем, оба – примерно об одном), законченные, хотя и несколько приторные в своей сладости сценки, видишь разницу.

Брюллов снискал славу, репутацию гения, который, кстати, едва ли не первым или в числе первых отправился в Италию за счет появившегося Общества поощрения художников. Он примирил строгий классицизм с романтическим порывом и получился хоть и любимым современниками и историей художником, но силы своей мастеровитости как будто сам не выдержал – не избежал искушения салонным лоском. Погонными метрами его смотреть трудно. Так и с графикой. Словно невзначай, но последовательно и манерно он шел за признанием через красивость. И одно дело, когда смотришь его дозировано: всадница и всякие итальянские утра да полдни, торжественная красота (все-таки так) гибели Помпеи, но когда десятками идут рисунки, а там все те же открыточные типажи и сюжеты, получается уже такой бидермайер, в ту же пору расцветавший в немецких и австрийских землях. Романтическими порывами света и диагональными ракурсами он мог «приправить» прелестную «Мать, просыпающуюся от плача ребенка» (ГРМ). Крепыш трет кулачками лицо, а она вскакивает с кровати – платок на голове сбился набок, из-под рубашки видна грудь. Смотрит на это Брюллов не без иронии, но позволяя ее ровно столько, чтобы не убить миловидность. Или – свидание, где кавалер, как в оперетте, тянется к балкону с кокеткой-возлюбленной, которая, в свою очередь, наклонилась к нему, показывая затейливый вырез платья и приподнимаясь на цыпочки, так что одна из атласных домашних туфель слетела с пухлой ножки с тонкой щиколоткой. Прелестность сравнима разве что с простодушием. И, отступая в сторону, вспомнишь, насколько непосредственнее, смелее и смешнее у другого великого, глотнувшего итальянского воздуха – у Александра Иванова – акварель с женихом, покупающим невесте серьги. Долговязый юноша смотрит на девушку, пополам согнувшуюся в предвкушении подарка перед витриной (наполовину, впрочем, закрытой внушительной фигурой торговца), в то время как мать оценивающим взором пытается прикинуть, сколько у него в кошельке. Они не красивы, как брюлловские, но в них заразительная легкость, не просто ирония, а остроумие… Не зря Иванов писал про Брюллова, что тот «итальянец, усталый и истощенный над всем высоким и приятным, ищет теперь легких, модных игрушек».

Сопоставление такого Иванова с таким вот Брюлловым получается, примерно как сравнение музейных рисунков с нынешней выставки с неизвестными до недавних пор эскизами из нового фонда. Брюллов ввел в обиход словцо «отсебятина» – если забыть его негативный смысл, а воспринимать буквально, то каждая сторона добавила что-то от себя. Хотя, кажется, никто не обижен – для коммерческой компании это продвижение коллекции, для музеев – ну, просто сравнение в их пользу. Хотя зачем им такая выставка, все же непонятно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1123
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
691
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1348
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1341

Другие новости