С этого года фестиваль обзавелся статусом международной биеннале, и теперь собственно от Фотобиеннале, в очередь с которой «Мода и стиль» заступает на вахту, его отделяет как будто бы еще меньше. Впрочем, понятие моды здесь стремятся возвысить до стиля, магистральным сюжетом смотра назвав «Красоту: мифы и источники вдохновения». Под широкую тему подойдет очень многое. Очередное фотополоводье (так это называет директор МАММ Ольга Свиблова) открыли выставки в Мультимедиа Арт Музее. По десятибалльной шкале мы оценили замысел проектов, выразительность произведений и работу куратора, а если таковая не обозначена, то взаимодействие снимков в экспозиционном ансамбле (если он сложился).
1. «Это Париж!» Модернизм в фотографии. 1920–1950. Из коллекции Кристиана Букре
До 19 мая
Кураторы: Кантен Бажак, Клеман Шеру
Концепция 10/10
Визуальный ресурс 9/10
Кураторская работа
/Экспозиция 8/10
27 очков
Самая веселая из первых фестивальных выставок – тут и огромные, в лист, глаза, и остроумие фотомонтажа, пригодившееся для прессы и в рекламе, и опыты с искажениями натуры, и сама эта, ничем не искаженная, иногда даже обнаженная натура. Маршрутом от сюрреализма к классике. Словом, всё, что приехавшие в Париж (вкупе с местными) фотографы напридумывали, чтобы прочистить глаза (а может, напротив, замутнить взор) и окинуть мир сюрреалистическим «новым взглядом» – лучеграфиями Мана Рэя, например. Два года назад Центр Помпиду собрался приобрести коллекцию в 3 тыс. снимков, которых оказалось 7 тыс., это стало самым крупным вкладом в этот фотофонд.
Заведующий фотоколлекцией Центра Помпиду Клеман Шеру рассказал «НГ», что Кристиан Букре начал собирать фотографию в 1970-х, живя в Берлине, и сама коллекция базировалась на немецкой фотографии Баухауза. Потом он продал собрание Музею Гетти, чтобы сосредоточиться уже на французской фотографии – Картье-Брессоне, Брассае, Жермене Круль… Тогда всё стоило еще не так дорого, как сегодня, и у Букре объединились главные имена того периода. В конце 1980-х – начале 1990-х у него была галерея в Париже, через нее он продавал некоторые снимки, чтобы покупать потом другие.
2. Август Зандер. Портрет. Пейзаж. Архитектура
До 7 апреля
Концепция 9/10
Визуальный ресурс 8/10
Кураторская работа
/Экспозиция 8/10
25 очков
В начале прошлого века один из главных представителей «новой вещественности» Август Зандер задумал коллекционировать типажи немецкого общества, уже тогда решив вроде как подвести итоги эпохи в проекте «Люди XX столетия». И в 1929-м выпустил первую книгу «Лицо нашего времени». Адвокаты, промышленники, среднее сословие, гипнотизер, учитель, фермеры, грязноватая троица революционеров и неподалеку – интеллектуалы от пролетариата, руки тенора и руки фермера… Он хотел «высказать всю неприкрытую правду о… людях… эпохи». При нацистах Зандер впал в опалу (весь тираж книги изъяли в 1936-м, еще за два года до того арестовали его сына Эриха, члена запрещенной Социалистической рабочей партии Германии – он умрет в тюрьме в 1944-м). Параллельно фотограф снимает архитектуру Кельна и природу Рейнской области – в той же каталожной манере. То, что портреты, вошедшие в историю одним из самых знаковых фотопроектов, оказались тут лицом к лицу с архитектурой и природой (в подготовке выставки участвовал внук фотографа Джулиан Зандер) – впечатляющий ход.
Хотя есть что-то странное в идее каталогизации социума, и среди портретов ведь он помещает даже жену с близнецами на руках, один из которых не выжил. Парадоксально, но самое сильное впечатление как раз незрелищность снимков – фронтальная композиция, застывшие позы, атрибуты социальной принадлежности.
3. Карл Блосфельдт и Эккехард Велькенс: Диалоги о природе
До 17 марта
Концепция 8/10
Визуальный ресурс 8/10
Кураторская работа
/Экспозиция 7/10
23 очка
Другой представитель «новой вещественности» Карл Блосфельдт снимал растения, увеличенные в разы, а то и в десятки раз – так в 1928 году вышла книга фотогравюр «Прототипы искусства». И использовал их вместо учебного пособия для студентов, которых учил художественной обработке металла в Берлинском колледже искусств и ремесел. Какие-нибудь ветки папоротника или только-только завязавшаяся гроздь черной смородины оказываются очень похожи на кованые решетки, пришедшиеся ко двору еще в прежнюю эпоху модерна. В пандан к затянувшейся, хотя и впечатляющей, веренице блосфельдтовских опусов идут рисунки нашего современника Эккехарда Велькенса, где он с тою же дотошностью вырисовывает то «анатомию» скрученной виноградной лозы или плода магнолии, то шерстинки полевого зайца (оглядываясь наверняка на самого прославленного в истории искусства зайца с рисунка Дюрера).
4. Михаил Розанов. Избранное
До 17 марта
Концепция 7/10
Визуальный ресурс 6/10
Кураторская работа
/Экспозиция 5/10
18 очков
Сообщение о том, что критики прозвали Розанова «Родченко неоклассики», как и близость его к Новой академии Тимура Новикова, как ни старайся, полюбить его не помогли. Индустриальные пейзажи, откликающиеся на классиков жанра Бернда и Хиллу Бехер, стекло и камень архитектуры, льды и вода Антарктиды монохромны, стерильно холодны и в этом чем-то похожи друг на друга (несмотря на попытки оживить ту самую архитектуру теми самыми родченковскими ракурсами).