Главное, чтобы не было слишком поздно...
Фото Полины Королёвой предоставлено пресс-службой Центра драматургии и режиссуры
Успех налицо: «Маскарад Маскарад», единственный показ которого прошел в малом зале Центра драматургии и режиссуры, уже заявлен в афише программы «Новая пьеса» нынешней «Золотой маски» – новую пьесу Михаила Угарова сыграют днем 3 марта. А в Центре драматургии и режиссуры «Маскарад» закрывал очередную «Мастерскую на Беговой», девятую по счету.
За год в Центре драматургии и режиссуры провели девять «Мастерских на Беговой», одну посвятили драматургии Виктора Розова, другую – драматургии для детей, а в рамках нынешней, девятой по счету, молодые режиссеры показывали работы на тему «Актуализация классики». Марфа Горовиц представила «Золушку» Жоэля Помра, выпускник Щукинского училища Радион Букаев работал с текстом Максима Курочкина по мотивам вольтеровского «Кандида»… Закрывал «Мастерскую» показ пьесы Михаила Угарова «Маскарад Маскарад», которую Угаров сам и поставил. На последовавшем после показа традиционном для всех «Мастерских на Беговой» обсуждении все в один голос хвалили и пьесу, и читку, которая, по общему мнению, находится на полпути к премьере, – как говорится, точку возврата уже прошли. Желающие могут сами в этом убедиться: в следующее воскресенье «Маскарад Маскарад» открывает программу «Новая пьеса» нынешней «Золотой маски».
Надо ли напоминать, что для Центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина значила пьеса Угарова «Смерть Ильи Ильича», из которой вышел спектакль «Облом-off», один из главных спектаклей и самого ЦДРа, ставший оправданием и для «новой драмы», показавший ее разные – широкие – возможности? Надо ли говорить, что Угаров, как бы кто к нему ни относился, – одна из главных фигур русского театра? Конечно, это все важно для того, чтобы передать ожидания, связанные с новой его пьесой, написанной после 12-летнего перерыва (а премьеру спектакля «Облом-off» сыграли ранней весной 2002 года, то есть 11 лет назад).
Александр Молочников, уже сыгравший в МХТ Вронского в пьесе Василия Сигарева, здесь, в актуализации Михаила Угарова, получил роль князя Звездича. Егор Корешков выступает в роли Арбенина, Анна Перелешина – Нина, Александра Ребенок – Штраль… Хочется по привычке и тут, как со Звездичем, перед фамилией добавить – баронесса Штраль. В том и в другом случае титул слился давно уже с именем, превратившись в одно имя собственное, как «Москва-река» и как «памятник Пушкину» (об этом – см. у М.И.Цветаевой). Но Угаров и вправду пишет другого «Юрия Милославского», у него – свой «Маскарад», этакий «Маскарад Иванович», «Маскарад Маскарад». В пьесе порой складывается впечатление, что автор – Михаил Угаров, отступая от канонического текста Лермонтова достаточно далеко и, если можно так сказать, в разные стороны, вдруг, точно срываясь с круга, приближается к нему на опасно близкое расстояние. Эта близость пугает, точно сближение планет, кажется, вот-вот случится катастрофа, вроде бы ни Лермонтовым, ни Угаровым в этом месте не предусмотренная. В других случаях герои «незначащим словом», движением мысли напоминают вдруг о страхах угаровского Обломова – когда один из персонажей нынешнего «Маскарада» говорит, что боится попасть в смысловую ловушку, в щель: так боялся потерять цельность мира Илья Ильич Обломов.
Угаров нигде не тянет героев за уши в наши дни, не превращает маскарад своей волей в пати по случаю выхода на рынок новой модели автомобиля или нового дизайна флакона уже известной всем туалетной воды или шампуня. Все и так, без натуги, узнаваемо и понятно. Эмоции все – понятные, близкие. «Я убью ее только потому…» – в этой фразе неважным становится продолжение с объяснением, а важно, что слово «убью» пробалтывается, все между прочим, но это слово здесь – точно с самой маленькой буквы. А как у нас интонируют, рассказывая о погоде на завтра!
Оборотившись на два века назад, Угаров разом решил поиграть и со всем старинным многоярусным театром, и уж до кучи вводит в свою пьесу двух слуг-могильщиков, которые за неимением дел уволены – один с понедельника, другой – с субботы. Нина умерла, то есть семья стала меньше на одну единицу. – рачительный хозяин думает, как оптимизировать расходы.
Ревность? Скорее дань каким-то представлениям о том, как правильно вести дела. Семейные, в частности. Монолог Нины (Анна Перелешина) – еще один реверанс в сторону старых театральных привычек – напоминает по силе чувств, порядку слов в предложении что-то античное. Стихов и тут нет, но, точно древний ритм, пружина стиха вдруг напоминает о себе, как далекая канонада. А когда Нина умирает, отравленная мужем, Арбенин «складывает» ее к своим ногам, точно перчаточную куклу, снятую с руки. Аккуратно придерживая голову.
Пожалуй, можно сказать, что Угаров написал свой «Маскарад», как 12 лет назад – на полях, по канве Гончарова, сочинил самую что ни на есть актуальную русскую драму – о том, что кого бог хочет погубить, того он прежде всего лишает цельности. «Облом-off» – об этом. А о чем Михаил Угаров написал «Маскарад Маскарад», еще предстоит разобраться. И дело не в том, что яд не в мороженом – отравлена салфетка. Как того и требует сюжет, об этом Нина узнает слишком поздно.