В культурном пространстве современной России отчетливо просматривается «пушкинская перспектива». Ее расширению в немалой степени способствует Всероссийский Пушкин-ский театральный фестиваль, вот уже двадцатый год подряд проводимый на Псковской земле в феврале. Ежегодно двери большого концертного зала областной филармонии, колледжа искусств, кукольного и драматического театров распахиваются для зрителей, на сценических подмостках разыгрываются пушкинские спектакли, а областная универсаль-ная научная библиотека радушно принимает зрителей, участников и гостей фестиваля, студентов и вольных слушателей фестивальных чтений. Нынешний февраль – юбилей-ный. Самое время – подвести некоторые предварительные итоги и поразмышлять о пер-спективах его развития.
Когда двадцать лет назад народный артист России Владимир Рецептер задумался о теат-ральной судьбе пушкинского наследия, сомнений о месте проведения фестиваля у него не возникало. Конечно, это должен быть Псков, Пушкинские горы, село Михайловское – здесь Пушкин жил, творил, мыслил, страдал и был счастлив. Здесь он создал «Бориса Го-дунова» и задумал «Маленькие трагедии». Здесь ему в воображении являлся незабвенный Иван Петрович Белкин в окружении своих героев. Здесь, в ограде Святогорского мона-стыря, он нашел свой последний приют.
Псковская земля стала мощным центром притяжения для участников и гостей фестиваля. Здесь показывали свои спектакли Петр Фоменко и Олег Ефремов, Анатолий Васильев и Эймунтас Някрошюс, Кама Гинкас и Игорь Ларин. Здесь читал главы из «Евгения Онеги-на» знаменитый пушкинист Валентин Непомнящий и выступал с докладами глава пуш-кинской комиссии Института русской литературы Сергей Фомичев. Здесь обсуждали про-блемы театра Пушкина видные представители театральной критической мысли.
Можно сказать, что для русского театрального самосознания ежегодный фестиваль во Пскове, посвященный творчеству и личности Пушкина, не прошел бесследно. И.о. ректо-ра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Анатолий Че-пуров в своем докладе привел следующие цифры. В 1970-е-1990-е гг. в репертуаре наших театров превалировал Пушкин «детский» (сказки) и школьно-хрестоматийный («Капитан-ская дочка» или «Борис Годунов»). И число обращений к Пушкину было невелико – на всю театральную Россию всего 44 постановки. Фестиваль инициировал театральную мысль в направлении к освоению пушкинского пространства, и следующие двадцать лет (1992-2012) дали более 160-ти спектаклей разных жанров и подходов. (Только в 1995 году зрители увидели 35 пушкинских спектаклей.) За это время освоена не только драматургия Пушкина, которую традиционно считают сложнейшей для постановки, но и пушкинская проза, поэзия, публицистика. Пушкинские темы, мысли, идеи сюжета оказались включены в современный театральный контекст, вовлечены в культурное пространство современной эпохи.
Этот фестиваль впору назвать лабораторией по изучению пушкинской прозы, поэзии, драматургии. Историки литературы и музейщики, театроведы и библиотекари, писатели-пушкинисты и актеры, режиссеры и музыканты сходятся в конференц-зале областной на-учной библиотеки для диалога о Пушкине. За огромным овальным столом читаются док-лады, ведутся обсуждения услышанных выступлений и просмотренных спектаклей. Поис-ковый, пытливый характер фестивальной программы очевиден. Для его устроителей важ-на «разомкнутость» Псковского фестиваля – навстречу зрителю, современной театральной культуре, современной филологической науке. Задуманный как фестиваль-лаборатория, Всероссийский Пушкинский верен избранной стратегии. Для профессионалов-гуманитариев – это прежде всего предоставляемая фестивальной программой возмож-ность свободной интеллектуальной рефлексии на пушкинские темы. А для псковских зри-телей фестивальные показы – это возможность познакомиться со сценической пушкиниа-ной, насладиться звучанием пушкинского слова, погрузиться в глубины пушкинской мыс-ли.
К сожалению, собственно театральная часть фестиваля на сей раз явно уступала его ин-теллектуальной составляющей. Она была попросту бедна и проходила в отчетливом кон-цертно-филармоническом формате. Здесь, конечно, были свои зрительские радости. Зал, набитый школьниками, на ура воспринял «Евгения Онегина» в свежем и обаятельном ис-полнении студентов СПбГАТИ (курс Семена Спивака). Порадовал и «Пушкинский кон-церт» студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, в ко-тором особо надо отметить выступления Туршинжаргала Энхбата и Владимира Дмитрука (Запомните эти имена – они еще прозвучат на больших сценах!). Особенное удовольствие доставило меломанам элегантное и строгое исполнение скрипичных произведений П.И. Чайковского ректором консерватории Михаилом Гантваргом. Кукольные постановки ни-чем особенным не блеснули, а единственный полноформатный спектакль – «Пиковая да-ма», поставленная Игорем Лариным в Петербургском драматическом театре «На Литей-ном» – остался вне художественной конкуренции. Тому есть свои причины: здание Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина пребывает в ситуации ка-питального ремонта, а потому масштабные пушкинские постановки показывать просто-напросто негде. Однако псковские хозяева фестиваля, блеснувшие в очередной раз высо-кой культурой организации и согревшие сердца гостей искренним радушием, обещали, что к началу следующего сезона театр откроется, обновленный и похорошевший. Уверя-ли, что это точно сбудется – «на 99%». Один, но решающий процент зависит от воли и расположения губернского начальства в большей степени, чем от желания устроителей. Хочется верить, что там, наверху, не упустят из виду судьбу родного театра и доведут де-ло с ремонтом до победного конца. Личное присутствие губернатора на открытии ХХ Все-российского Пушкинского театрального фестиваля позволяет на это надеяться.