0
2391
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2013 00:00:00

Медведи и пистолеты

Тэги: опера, скандал


опера, скандал Так вот, по-пушкински... Сцена из «Евгения Онегина».
Фото с официального сайта Большого театра

В Большом театре прошли гастроли Латвийской оперы: на основной сцене показали «Евгения Онегина», на Новой – «Лючию ди Ламмермур». Впервые корреспондент «НГ» наблюдала, как публика «забукала» спектакль – только вот не в то время и не в том месте.

Накануне объяснения с Онегиным Татьяне снится сон, почти по Пушкину (в оригинале – накануне именин): ключевой персонаж этого сна – медведь, вот по мысли Андрейса Жагарса он и снится героине, только, как бывает во сне, оборачивается Онегиным – голым и с медвежьей головой, по Фрейду. Говорят, на первом спектакле публика только пошушукалась, на втором – раздались крики «бу», топанье и хлопанье. В общем, весь вступительный хор потонул в воплях, ибо на страждущих морали набросились желающие слушать музыку, толерантные к режиссерским находкам. Но не это было кульминацией в демонстрации воспитанности публики, которая посещает Большой театр. Дирижер Модестас Питренас с большим трепетом читает партитуру Чайковского, порой зависает над каждой чудесной фразой, словно любуясь красотой мелодики или оркестровки (к слову, это все очень может быть, если бы не певцы на сцене – они с такой концепцией расходятся). В финале, после ухода Татьяны, дирижер, видимо, решил устроить зловещую паузу – прежде чем Онегин пропоет канонические «Позор! Тоска!..». Публика же восприняла этот жест как конец спектакля и начала бурно аплодировать… Стыдно.

Кстати, выбор этого спектакля для гастролей кажется довольно странным: создается впечатление, что автор рефлексирует на тему знаменитого спектакля в постановке Дмитрия Чернякова. Те же ключевые моменты: объединяющий момент в сценографии (у Чернякова – стол, у Жагарса – кровать), праздник в первой картине, здесь же выделяются персонажи второго плана, Черняков выделил образ няни, Жагарс – старшую Ларину, властную женщину, бывшую артистку, обласканную и сегодня вниманием (Филиппьевна же – ее сестра, положившая свою жизнь на алтарь карьеры сестры и воспитания ее дочерей). Трике раздвоился (пара аниматоров), в дуэли на пистолетах Ленский стреляет в себя. Жагарс, правда, превратил Татьяну в писательницу – с корабля (который на видеопроекции плывет по Неве) Онегин попадает прямиком на презентацию ее книги, изданной, как следует из информации в буклете, на деньги мужа. Его, в прошлом черствого нарцисса, мучают призраки прошлой жизни (полонез во вступлении к шестой картине – сон Онегина), впрочем, некоторые одиозные персонажи его сна оказываются представителями высшего света.

Оба рижских спектакля выделяет безупречное чувство стиля, что, в общем, и позволяет этому театру среди немногих если не единственному на постсоветском пространстве, считаться европейским. Онегина художник оформляет с помощью видеопроекции со сменой времен года и видами Петербурга, в «Лючии» это что-то типа бункера или мавзолея белого мрамора. Отталкиваясь от первоисточника с довольно спутанными историческими реалиями, Жагарс переносит действие в Италию эпохи Муссолини, приметы тоталитарного режима вполне вписываются в концепцию «Ламмермурской невесты», и взаимоотношения Эштонов – представителей военной элиты и Равенсвудов – буржуа – логичны. Костюмы в обоих спектаклях – верх вкуса и сдержанной элегантности.

Но вот что отличает эти гастроли с предыдущими (2003 и 2007 года), так это музыкальная сторона. В Риге всегда были звезды, зачастую «собственно выращенные», и москвичам оставалось только горько вздыхать, наблюдая более чем приличный ансамбль исполнителей. Кристине Ополайс не смогла петь второй спектакль, и ей была срочно найдена замена из солисток Большого: Динара Алиева (ее пару лет назад приглашали петь в этом спектакле, поэтому экстренный ввод было сделать несложно) была на голову выше остальных, так что даже стало отрадно за труппу Большого. Сонора Вайце была откровенно больна, так что насладиться колоратурой в партии Лючии (за чем, в общем, публика и ходит на эту оперу) не получилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1855
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3853
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2896
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2368

Другие новости