0
4584
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2013 00:00:00

…Не то что рельсы в два ряда

Тэги: москва, театр


москва, театр Актеры труппы Театра имени Гоголя нашли свое место в новом рабочем строю.
Фото РИА Новости

«Уважаемые пассажиры!.. Поезд отправляется…» – голос, усиленный мегафоном, этими самыми словами дал старт новой жизни Московского драматического театра имени Гоголя, с субботы – «Гоголь-центра». Капитальные буквы, вероятно, еще появятся на фасаде, пока же красный глянцевый постер колеблют порывы ветра на улице Казакова, 8. В субботу после двухчасового «забега» играла группа Pianoбой, вчера ей на смену на сцену вышел «Хоронько-оркестр». Музыканты, обещают, станут завсегдатаями решительно обновленного пространства.

Интерьеры решительно расчистили, стены стали белыми, напомнив разом и уже классический «Современник», и демонстративно экспериментальную «Практику». Гардероб никакими барьерами не отделен, стремительные девушки быстро перехватывают куртки и шубы и возвращаются с номерками. Дальше – лабиринты, в которых – старинные зеркала, буфет с разнокалиберными столами и стульями из модных ныне 60–70-х… Казалось, одной из целей было – чтобы тем, кто здесь бывал раньше, ничто не напомнило интерьеры прежнего Театра имени Гоголя. Это удалось вполне.

Уже объявленная программа «Гоголь-центра», как и обещал Кирилл Серебренников, одними спектаклями не ограничивается. Среди ближайших концертов – Псой Короленко 7 февраля, совсем скоро, 17 февраля, на сцену «Гоголь-центра» выйдет Алла Демидова. Вообще-то она дала себе слово больше не выходить на театральные подмостки, но для Серебренникова, с которым вместе они успели поработать на телевидении, сделала исключение и вот – прочтет «Темные аллеи», причем рассказы Бунина будет перемежать какими-то авторскими – своими – отступлениями. Из спектаклей: в афишу «Гоголь-центра» из цехов расположенного по соседству Винзавода перекочуют спектакли «Седьмой студии» «Отморозки» и «Метаморфозы», здесь же начинает в феврале играть свои гоголевские вечера еще один резидент «Гоголь-центра» Владимир Панков со своей SaunDram’ой, в марте обещают первую премьеру – «Елку у Ивановых», где заняты и артисты Театра имени Гоголя, и «Седьмая студия». В роли годовалого мальчика – одна из долгожителей этого театра – Майя Сергеевна Ивашкевич, она окончила еще студию Камерного театра, а в Театре Гоголя – с 1961 года. Ей Серебренников доверил и объявить об открытии «Гоголь-центра» в финале двухчасового шоу-концерта, где четыре времени суток поделили между собой Серебренников, Панков и танцевальная компания «Диалог-Данс», которые также станут завсегдатаями центра, во всяком случае – в ближайшие год-два или три, как уж Серебренников договорился со своими резидентами.

В субботу публика была театральная, но также было много тех, кто принадлежит к столичной арт-сцене. Калягин, Полунин, Василий Церетели, Иосиф Бакштейн, Ксения Собчак…

Писать о недостатках, замеченных в праздничном открытии, – наверное, так же нелепо и неправильно, как рецензировать юбилейные концерты и спектакли. Потому – о том, что понравилось.

В интерьерах, над которыми трудились сразу несколько известных молодых художников, в том числе Вера Мартынова и Алексей Трегубов, в разных концах театра зрители сталкиваются с зеркалами-фигурами. Зеркало, вырезанное «по фигуре», лишь в голове «превращается» в ту или другую театральную знаменитость. Анатолий Васильев, Някрошюс, Стрелер, Гротовский, Ефремов, Мейерхольд, живые и ушедшие, – в театре, настаивают хозяева «Гоголь-центра», есть вечно живые ценности и непреходящие авторитеты. У каждой фигуры изо рта «растет» баллон, как это принято в комиксах, баллоны горят разноцветным люминесцентным светом, в них – цитаты великих. «Я убежден, что в основании всякого серьезного театра, театра действительно художественного, всегда лежит страстная мысль» – это Стрелер.

Первые полчаса – «Ночь», тексты, по мотивам своих интервью с артистами гоголевской труппы, написала Любовь Стрижак. В диалогах, которые вели Светлана Брагарник, Майя Ивашкевич, Олег Гущин, Ольга Науменко, Александр Мезенцев, хотелось очень обнаружить какой-то скрытый смысл. «Все кончилось. Но теперь я буду жить спокойно и достойно», – это сказал Гущин. Может, так и будет? Весь зал прорезал железнодорожный путь, по обе стороны насыпи и в амфитеатре рассадили публику. По железной дороге туда-сюда ездила вагонетка, этой возможностью воспользовались почти все участники концерта открытия.

Живым и остроумным стал номер «Седьмой студии», для которой тексты написал Валерий Печейкин. Верный своим прежним публичным выступлениями, Серебренников и тут сумел найти место, чтобы напомнить собравшимся про девушек из Pussi Riot и о тех, кто любит «не тех»: равенство людей в этой сцене подчеркнуто смертью, которая одинаково прибирает всех независимо от пола, национальности и сексуальной ориентации.

Апофеозом стало выступление SaunDram’ы: первым по путям прошел Петр Маркин с каким-то классическим, кажется, генделевским вокалом, следом за ним вышли десятка два или три в черном, все с молотками в руках, и «хор» железных молотков по стальным рельсам был не только самым громким, но даже танца, пластической, да и просто драматургии в этом номере, показалось, было больше, чем в предшествовавшем явлении «Диалог-Данса». Энергия била через край.

Забили по-настоящему!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1123
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1294
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1408
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3569

Другие новости