Витражи Андрея Блохина и Георгия Кузнецова в залах на Остоженке.
Фото автора
В Мультимедиа Арт Музее конец света совпал с началом поствисокосного года. Paradise Network – выставка из 17 работ, инсталляция в духе археологической фантазии на тему сегодняшнего культурного слоя. Собранная преимущественно из полиуретана, она монументализировала фейсбучный логотип и супермаркет, заменила героев средневековых витражей на современных. Пущенные в переработку привычные сюжеты, по Recycle, – один из способов войти в вечность.
Несмотря на молодость, составившие арт-дуэт Андрей Блохин и Георгий Кузнецов уже успели показаться даже в мекке искусства классического. Памятную выставку Dior в Пушкинском открывал их полиуретановый слепок брендовой сумки (тоже символа, который переживет забвение в кладовке истории), рождающейся из камня.
Монументальное творчество нынче «переменилось в лице». Немодно отливать бронзу, мрамор высекает, пожалуй, только Айдан Салахова. Сейчас все чаще берут бросовые материалы, созвучные скоротечности меняющихся времен. Ирина Корина из амебной пластилиновой массы в клетке сделала «Показательный процесс». Анна Желудь из толстой проволоки сплетает остовы шкафов, обрезанные провода (возможная, но несостоявшаяся коммуникация) и даже Хаммер, заключая в железо, как в паспарту, неприметный бегущему взгляду быт.
Стараниями Recycle высится главою непокорной заставка Facebook Letter F и древними плитами глядят «Скрижали» заветов соцсетей. Виртуальное пространство, пишут художники, «обещает человеку… вечную жизнь, присваивая себе функции религии». Темный полиуретан, основа большинства работ, задает тон выставки, расцвечивает ее ощущением пыли времени. Неподалеку – готический витраж с героями новой эпохи Бэтменом & Со, сформованными из веселеньких разноцветных шпажек для канапе. Ползущая шлангами «Река» и скрученный из них же портал средневекового собора прилагаются. Когда несколько лет назад художники делали свои самые первые работы, брали полиэтилен и пенопласт, это было доступно, потом, как раз с «Рекой», участвовали в знаменитом «Русском бедном» – ну, так и работают.
Paradise Network – не про стихи из сора, которые – не ведают стыда, скорее про то, как «останемся смятым окурком, плевком, в тени под скамьей… и слежимся в обнимку с грязью, считая дни, в… осадок, в культурный пласт», над которым «замаравши совок, археолог разинет пасть». Без слез нежной скорби, без печоринской хандры о вере предков. Recycle – «переработка», функция постмодернизма, ваяющего лихо, в охотку собирающего вещдоки эпохи вроде слежавшихся в ком мобильников, отпечатавшихся намертво на заветном квадратном метре пространства шлангов да автомобильных шин.
«Несложная работа», – говорит кто-то из посетителей. «Но главное – придумать», – отвечает второй. Зрители воспринимают новый парадиз собранием кунштюков, и эта апокалиптического вида панорама, что детская площадка, где в детской же резвости ковыряют пальчиком бутылки из спрессовавшегося в рельеф супермаркета и ожидают загрузки опций на плитах фейсбучных законов. Дуэт Recycle делает воображаемую археологическую реконструкцию, полную саркастичной серьезности. Художники отвешивают поклон традициям рельефа (на смену каменным античным, средневековым, даже советским здесь пришли рассчитанные, кстати, на сотни лет, полиуретановые) и глядят свысока и на консюмеризм, и на его критику. Ведь она – такое же общее место, каким стал омут виртуального пространства и гипермаркета. Впрочем, для Recycle первична не артикуляция отношения ко всему этому, а опыты с формой.
На Апокалипсисе художники всех времен, что называется, отрывались, отпуская узды кошмарных видений. Простые смертные чтили и опасались гипертрофированного ужаса фантазий. Фокус в том, что сейчас этот самый Апокалипсис, как рамка врат истории (на наш лад, пожалуй, была бы рамка металлоискателя – полиуретан пройдет), саркастично зовется Paradise и транслирует будни.
Из самых запомнившихся проектов российского монументального contemporary art последних лет:
Анна Желудь
В 2009-м ее «Коммуникации», «снопы» обрезанных проводов из толстой проволоки, участвовали в основном проекте 53-й Венецианской биеннале.
В 2011-м «Продолжение осмотра», одноименный выставке в Московском музее современного искусства проект о материальном воплощении пустоты и недосказанности, получил премию «Инновация».
Ирина Корина
Инсталляцию из цветных клеенок «Фонтан», эхо советских пышных фонтанов, в 2009-м показывали на коллективной выставке «Победа над будущим» в российском павильоне на 53-й Венецианской биеннале.
«Показательный процесс», медленно, но верно вытекающий из клетки разноцветный пластилин как знак стремления к свободе и разом аморфности массы (читай – толпы), стал одним из самых ярких монументальных произведений актуального искусства в России за недавние годы. В 2010-м его номинировали на «Инновацию», а в следующем году он вошел в шорт-лист номинантов Премии Кандинского.
Recycle
Проект Reverse, где античный саркофаг с рельефами перевели в форму современного мусорного ящика, а, например, микеланджеловские мраморные «Рабы» сделаны из сетки, в 2010 году стал лауреатом Премии Кандинского.
Айдан Салахова
Скульптуры «Предстояние» из серии «Предназначение» и «Черный камень». В 2011-м их сняли с экспозиции павильона Азербайджана на 54-й биеннале в Венеции как якобы не соответствовавшие имиджу страны, а сейчас показывают в Москве.