Это только кажется, что культурная индустрия в дни зимних каникул замыкается на елках или в лучшем случае «Щелкунчиках». Напротив – как раз в эти свободные от повседневных забот дни можно посмотреть последние премьеры или даже найти в афише раритетные имена. Специально для читателей «НГ» – обзор самых интересных концертов и спектаклей.
1. Фестиваль «Возвращение»
Малый зал консерватории 6–12 января
Возвращенцы – бывшие выпускники московских музыкальных вузов, в поисках лучшей жизни разъехавшиеся по миру и вдруг ощутившие тоску по родине – соберутся в Москве уже в шестнадцатый раз. Бывшим однокашникам хотелось встретиться и помузицировать – им понравилось, но самое главное – понравилось и публике, и даже критикам. Наверное, не столько оригинальными программами (каждый концерт – тематический, последний – традиционная сборная солянка «по заявкам самих исполнителей»), сколько тем, что за 15 лет вчерашние выпускники, а сегодня уже солидные музыканты, не превратили фестиваль в рутину, не потеряли свежести и искренности в отношении к тому, что они делают. Они играют для себя, для нас, и им это на самом деле нравится. В программе, «Путевые заметки» с произведениями, написанными композиторами под впечатлением от путешествий; «Война» (комментарии излишни); «Исход», где прозвучат сочинения, написанные композиторами накануне эмиграции; «По заявкам». Кстати, ауфтакт к «Возвращению» – новогодний концерт во Дворце на Яузе (31 декабря).
2. «Травиата»
Большой театр 9–13 января
Одна из немногих премьер последнего времени, обошедшихся без скандала, а скандалить и повода не было. Красивая постановка с шампанским, глубоким декольте и даже настоящей повозкой с лошадью и кучером, а самое главное – с чудесными исполнителями и, что еще более приятно, сплошь российскими. В заглавной партии – чудесные Альбина Шагимуратова и Венера Гимадиева.
3. Владимир Федосеев и БСО – к 200-летию со дня рождения Верди и Вагнера
Большой зал консерватории 10 января
═«Трубадур»
«Новая опера» 11 января
В будущем году нам предстоит испытание музыкой Верди и Вагнера – композиторы родились в один год и очень круглая дата пышно отмечается во всем мире. Россия исключением, конечно, не станет. Тон задает Владимир Федосеев: из Верди он выбирает знаменитую увертюру к «Балу-маскараду» и гораздо менее известные восемь романсов для тенора с оркестром в инструментовке Лучано Берио; из Вагнера – две сцены Лоэнгрина из одноименной оперы и симфонические фрагменты из «Кольца Нибелунгов». Солировать будет американский тенор Эрин Кейвс, пока московской публике неизвестный.
Оперу Верди «Трубадур» в Москве можно услышать только в «Новой опере». Это третий спектакль с момента премьеры, совсем свежий, именно в этот день обещан приглашенный исполнитель партии Манрико – тенор Георгий Ониани. Заодно можно поупражняться в пересказе сюжета – согласно оперному преданию, в одном из трактиров Милана бутылка раритетного шампанского ждет того, кто сможет без запинки изложить сюжет оперы. До сих пор не дождалась…
4. Camerata Salzburg
Концертный зал им. Чайковского
3 января
Камерный оркестр из Зальцбурга – города, знаменитого тем, что там родился Моцарт, – выступает в рамках филармонического абонемента «Европейские виртуозы в Москве». Оркестр солидный, с внушительным резюме – достаточно сказать, что руководили им в разные годы дирижеры с мировыми именами. Но коли музыканты приезжают аккурат в каникулы, приготовили они и соответствующую программу: с «Музыкальным катанием на санях» (это дивертисмент Моцарта по одноименному немецкому танцу) и «Балом-маскарадом с семьей Штраусов» (а это кадриль Иоганна Штрауса-сына на темы из одноименной оперы Верди); внутри двух обозначенных тем – раритетные опусы на зимнюю тему.
5. «Мойдодыр»
Большой театр 9–10 января
Для выхода с детьми лучшего варианта не найти. Спектакль вышел до того зрелищным, что малыши немеют от восторга: оживающий самовар, прыгающая, как лягушка, подушка, гвардия сантехники и – самое главное – потрясающий умывальник, но последний не танцует.
А «Щелкунчик» – все равно вне конкуренции. Самые лучшие – в Большом театре и Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. По два представления в день.