Американские знаменитости на «Декабрьских вечерах» в Москве.
Фото Эдуарда Левина
В программе фестиваля «Декабрьские вечера» всегда присутствует изюминка в лице солиста или ансамбля с мировым именем. В этом году организаторы превзошли ожидания – практически каждый концерт вызывает здоровое желание бежать в Пушкинский музей. Первые зарубежные гости (открывали фестиваль Юрий Башмет и «Солисты Москвы») – Эмерсон-квартет из США, один из корифеев квартетного искусства.
Самый известный факт от Эмерсон-квартета – тот, что записи ансамбля десять раз выигрывали «Грэмми». Самое интересное, что «Грэмми» (хотя чисто музыкантская «стоимость» этой премии второстепенна, превалирует все же техническая) музыканты взяли за записи ключевых сочинений в своем жанре: в 1989-м – за квартеты Бартока, в 1997-м – Бетховена, 2005-м – Мендельсона, а в 2000-м – за квартеты Шостаковича. То есть в какой-то степени Эмерсон-квартет оспорил первенство нашего Квартета имени Бородина, чье исполнение сочинений Шостаковича считалось практически эталонным. У российской публики, кстати, была возможность оценить мастерство американцев вживую, и именно с Шостаковичем, правда, не совсем в обычных условиях. В 2005 году на Чеховском фестивале в Москве британский театр Complicite показал спектакль «Шум времени», главным действующим лицом этого спектакля (точнее, второй его части) стала музыка – последний квартет Шостаковича, который звучал как раз в исполнении Эмерсон-квартета. По свидетельствам очевидцев, впечатление их исполнение производило сильнейшее, профессионалов поразил и тот факт, что сочинение исполнялось наизусть, что в квартетном, да и другом ансамблевом искусстве явление не уникальное, но все же крайне редкое. Шостаковича Эмерсон-квартет играл и на «Декабрьских вечерах» – 12-й квартет, написанный в то же время, что и макабрическая Четырнадцатая симфония, был наполнен страшной, неизбежной тоской, поглощаемой финальным вихрем, – после чего остается только пустота. Два сочинения, прозвучавшие в первом отделении, – из романтической эпохи, Третий квартет Шумана и Второй Брамса звучали чувственно и сочно, но в то же время с внутренним стержнем, нервом. Об этом ансамбле можно сказать, кстати, словами Шумана (высказанными по поводу сочинений одного из современников) – они играют, «как разговаривают с нами цветы, как глаза рассказывают друг другу самые таинственные сказки, как родственные души способны перекликаться, минуя далекие пространства, язык души, самая подлинная музыкальная жизнь».
«Декабрьские вечера» – фестиваль не совсем обычный, даже совсем необычный. Грандиозная программа – и полное отсутствие рекламной кампании, дешевые билеты, которые продаются в кассе музея и сметаются тут же, как следствие – постоянная публика, которая уже знает, когда надо занимать очередь. Иногда в вузах или, чаще, в училищах раздается звонок – вот для ваших студентов билеты на Кисина по 600 руб. А Ирина Антонова не считает зазорным, видя в первом ряду свободные места, лично пригласить на них слушателей из последнего ряда и лично проводить. Как ни странно – даже спекулянты не толкутся. Скромная афиша – в музее и на сайте, никаких рассылок пресс-релизов и желания попасть на первые полосы культурных изданий. Из самого интересного на фестивале в этом году – певица Юлия Лежнева и оркестр Il Giardino Armonico (сегодня), пианист Нельсон Фрейре (12 декабря), скрипач Джошуа Белл (17 декабря), контратенор Лоуренс Дзаццо и сопрано Клара Эк с камерным оркестром Musica viva (21 декабря) и, наконец, пианист Даниил Трифонов (22 декабря). На закрытии выступят Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе (30 декабря).
А вот к слову об упомянутом выше оркестре Musica viva: в минувшую пятницу по приглашению его художественного руководителя Александра Рудина в Москве выступил бельгийский ансамбль с цветочным названием «Клематис». Концерт давали в Оружейной палате Московского Кремля, где среди бесценных сокровищ из нашей истории прозвучали сокровища музыкальные – из истории английской. Случайно или осознанно, но концерт этот сложился в рифму с выставкой, которая проходит сейчас в Кремле – в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца демонстрируются предметы «золотого века» английского двора – от Генриха VIII до Карла I. «Клематис» представил сочинения известных композиторов – Доуленда, Перселла и даже Гендела, но сыграл и опусы композиторов неизвестных, в том числе и музыковедам – ноты сохранились, а вот имя автора – нет. Больше всех, конечно, публику очаровала аргентинская певица Мариана Флорес, постоянная спутница ансамбля, ее утонченный голос «хватает за душу» в знаменитой «Жалобе» из «Королевы фей» Перселла и, наоборот, игриво и кокетливо звучит в «Кукушке» Николсона. А когда виолист Франсуа Жубер-Кайе играет сольную пьесу «Отвага солдата», виола да гамба в его руках превращается почти в драйвовый рок-инструмент, а зрители в финале готовы сорваться с мест, чтобы поддержать отважного солдата.