0
1722
Газета Культура Интернет-версия

10.12.2012 00:00:00

Несколько пресс-конференций по мотивам "Гамлета"

Тэги: театр, премьера, гамлет, лондон


театр, премьера, гамлет, лондон Веселый Гамлет...
Фото с официального сайта Национального театра

«Гамлет» в постановке Николаса Хитнера в Национальном театре – премьера, но времени до снятия его с репертуара осталось совсем мало. В феврале спектакль уедет на гастроли на несколько месяцев и в Лондон больше не вернется. Таков уклад жизни в репертуарном театре Англии: спектакль играют не долее одного сезона.

Билеты распроданы за месяц-полтора. Но места на галерке можно приобрести утром в день спектакля. Приехать нужно примерно к 7.30, а двери откроются в 9.00. Люди притаскивают стулья из ближайшего кафе (владельцы которого нисколько не протестуют) или сидят на принесенных с собой туристических ковриках, образуя длинную, изгибающуюся вдоль причудливого фасада очередь. Многие приехали из пригорода с маленькими дорожными сумками. Все что-то читают: утренние газеты или только что приобретенные на развале книги, обсуждают прошедшие премьеры Национального. Словно подчиняясь старому ритуалу, без десяти девять англичане возвращают стулья в кафе, скатывают коврики, чинно становятся на свои места в очереди и затаенно умолкают. Служители открывают двери. Ура, успели: билеты в раек есть.

Теперь можно прогуляться по берегу Темзы до реконструированного «Глобуса», затем до площади, где «Глобус» стоял на самом деле. А в пяти шагах от него был театр «Роза», табличка с названием – на новом чопорном офисном здании. От театра до тюрьмы «Клинк» – не более 15–20 шагов. Во времена Шекспира театры и места публичных казней, арены для травли медведей жадно состязались между собой за внимание публики.

Большинство англичан из очереди так и остались ждать начала спектакля в театре. Богатый книжный магазин внутри, множество демократичных буфетов и удобных фойе, ресторан для более привередливых зрителей – в здании Национального можно поселиться, причем с комфортом.

Точно так же, как обитающая в театре публика, выглядит нынешний английский Гамлет (Рори Киннер) в куртке и с рюкзаком за спиной. Он студент, прилежно изучавший философию в Виттенбергском университете, где когда-то преподавал Мартин Лютер. Молодого человека привлекают естественные науки, изучение трофических цепей. Поэтому, конечно же: «Червь – истинный император по части пищи. Мы откармливаем всех прочих тварей, чтобы откормить себя, а себя откармливаем для червей». В самом начале Гамлет был бы счастлив вернуться в Германию и продолжить обучение, ему нечего делать в прогнившем датском королевстве. Чересчур пошло и оскорбительно для памяти отца оставаться при дворе и участвовать в классической для нынешнего телевидения пьесе «Политики, скорбящие перед камерой».

На сцене несколько съемочных бригад постоянно суетятся вокруг королевской семьи: укладывают редеющую шевелюру Клавдия (Патрик Малахайд), припудривают носик Гертруды (Клэр Хиггинс), выставляют свет и цветовой баланс, регулируют звук микрофонов… Тщательно компонуют идеальную картинку: правящие супруги, восседающие в двух викторианских креслах, журнальный столик с цветами, над ним – портрет умершего короля. Бодигарды в неизменных черных очках и с наушниками раций в кадр, конечно, не попадают. Возможно, идиллию выпуска новостей несколько нарушат включения из горячих точек, где Фортинбрас (Джейк Фэрбразер) и его боевики готовят военные операции. Но Клавдий пообещает справиться и с этим. Или телережиссер благоразумно вырежет тревожащие покой датчан эпизоды.

Гамлет потрясен и раздавлен известием о том, как был убит его отец. В этом спектакле знаменитая «Мышеловка» – не столько способ удостовериться в злодействе Клавдия, сколько последний шанс спастись для Гамлета, если Призрак (Джеймс Лоуренсон) все же обманул его. Ибо Гамлет знает, что за смерть отца будет обязан отомстить, а эта месть погубит его самого.

Трагедия принца начинается в момент принятия на себя роли злодея. Совершенно четко, буквально: надев черную футболку со смайлом и лаконичной подписью: «Злодей». Мститель, какой бы справедливой ни казалась его месть и как бы гнусно ни было злодеяние, за которое он собирается воздать, сам становится преступником. Потому что нет у него права судить, выносить приговор и исполнять его.

Юную бойкую Офелию (Рут Негга) Гамлет действительно любил больше, чем 40 тыс. братьев. И именно поэтому, становясь мстителем, понимал, что у девушки не может быть будущего рядом с ним. Девушка увлечена современной музыкой, танцами, она ярка и жизнерадостна, а главное, она пока еще чиста. При таком дворе чистота ее надолго не сохранится, и лучше пусть уходит в монастырь.

Смерть Полония (Дэвид Кэлдер) – проклятие для Гамлета. Дополнительное подтверждение, что благой месть быть не может и непременно порождает лишние жертвы. Хитрый старый царедворец (вполне современный министр) не был безвинен, но к гибели короля он не причастен. А теперь смерть Полония влечет за собой новое несчастье: сходит с ума Офелия.

Впрочем, возможно, помешательство девушки сродни мнимому помешательству Гамлета – это способ противостоять творящейся вокруг мерзости. Сумасшедшая ли, бунтарка ли – Офелия не должна мелькнуть перед камерой или, еще хуже, дать интервью журналистам. Девушку уволакивают охранники Клавдия, после чего объявляют о произошедшем несчастном случае. Естественно, по этому поводу дается очередная благообразная пресс-конференция. Очень возможно, что королева не знает обстоятельств смерти Офелии, девочку жалеет искренне, но совершенно явно испытывает облегчение: она надеется, что теперь правила приличия во дворце нарушены не будут.

В столь современном (и по обстановке, в которой действуют герои, и по смыслу) спектакле интересно решена сцена поединка Гамлета и Лаэрта. Гамлет предлагает спортивное состязание по старинному обычаю: на рапирах. Сценический поединок захватывает красотой исполнения. И особенно чудовищным становится обращение благородного искусства ведения боя в трусливое убийство.

Едва верный Горацио (Гилес Терера) успел оплакать Гамлета, как над теплыми еще телами уже дает интервью бравый Фортинбрас.

Лондон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1421
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
897
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
639
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
884

Другие новости