0
2048
Газета Культура Интернет-версия

10.12.2012 00:00:00

Гастарбайтер гастарбайтеру – рознь

Тэги: гастарбайтеры, культура, балет, наука


гастарбайтеры, культура, балет, наука Возможно, будущие звезды мирового балета.
Фото РИА Новости

Гала-концерт в честь 275-летия Академии русского балета имени А.Я.Вагановой прошел на сцене Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Организаторы пообещали оригинальное сценическое действо.

Гастарбайтер гастарбайтеру – рознь. Были времена, когда в России умели высоко ценить и адекватно оценивать не мышечную силу и непритязательность иностранцев, а их мозги, предприимчивость и талант. Эффект от приложения европейских умений на российской почве – тема отдельная. Тут и наука, и военное, и ювелирное дело. И, конечно, балет. Ринальди, Дидло, Перро, Сен-Леон, Петипа. Именно Россия, переплавив в своем тигле французскую и итальянскую школы, вознесла искусство классического танца на недосягаемые высоты. Дальновидная культурная политика, когда мерилом ценностей становилось нечто помимо продолжительности собственной жизни и вместимости собственного кармана, предопределила фантастический взлет и – как результат – повышение престижа страны. Мировая слава балетной России – это прежде всего Санкт-Петербургское хореографическое училище. Его выпускники – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Ольга Спесивцева, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская, Марина Семенова, Галина Уланова, Юрий Григорович, Ирина Колпакова, Рудольф Нуреев, Наталия Макарова, Михаил Барышников, Алтынай Асылмуратова (нынешний худрук академии), Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Светлана Захарова. Даже в послереволюционные годы, когда эмиграция нанесла русскому балету значительный ущерб, а новые власти призывали к «коренному переустройству» театрального и школьного дела, катастрофы не произошло именно потому, что в стране остались педагоги. Агриппина Ваганова, Мария Кожухова, Леонид Леонтьев, Владимир Пономарев, Мария Романова, Виктор Семенов, Евгения Снеткова-Вечеслова, Александр Чекрыгин, Александр Ширяев и многие другие «из ног в ноги» передавали новому поколению опыт петербургских мастеров.

Но ничего этого не было бы, не появись в Петербурге в царствование Анны Иоанновны французский танцмейстер Жан Батист Ланде. Преподаватель танцев в Сухопутном шляхетном корпусе, весной 1736 года он с успехом представил в придворном театре балеты своей «инвенции», а в сентябре 1737-го подал императрице челобитную, «всепокорнейшее» предложив учредить танцевальную школу и подобрать для нее «российской нации малолетних детей». За «обучение танцованию театральному разных карактеров» жалованья француз попросил 1000 руб. в год, на что получил высочайшее согласие. И это при том, что, к примеру, танцмейстеру Кадетского корпуса в те годы платили 300 руб. в год, а годовое жалованье придворным певчим могло составлять 15–25 руб.

Днем рождения Академии русского балета имени Вагановой считают 4 мая 1738 года – день подписания императрицей Анной Иоанновной указа об учреждении Танцевальной Ее Величества школы. Первыми учениками стали «из простых людей» шесть мальчиков и шесть девочек. Во времена СССР количество учащихся Ленинградского хореографического училища доходило до шести сотен. В нынешней академии их 300. Конкурс – 25–30 человек на место. Как и раньше, педагоги ездят по стране, отыскивая способных ребят и в медвежьих углах. В 10-летнем возрасте те попадают в пятый класс общеобразовательной школы, к 17 годам получают среднее профессиональное образование. Желающие получить высшее продолжают обучение на исполнительском факультете и через два года оканчивают его со степенью «артист балета – бакалавр», а поработав семь-восемь лет в театре, могут поступить в магистратуру педагогического факультета. Помимо собственно артистов балета в академии готовят педагогов, репетиторов, концертмейстеров, дирижеров, хореографов, балетоведов, балетных сценографов и художников по костюмам. В 1995 году указом президента Российской Федерации академия отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Богатую историю академии и становления русской балетной школы устроители гала «Три века петербургского балета» обещали представить в оригинальном сценическом действе. Однако от банальной формы дивертисмента не ушли. В вечере, громко названном «Гала-концерт звезд мирового балета», из «иностранцев» приняла участие единственная пара – солисты Венской оперы Ольга Есина и Владимир Шишов, показавшие адажио из балета выпускника школы Парижской оперы Ролана Пети «Летучая мышь». Из наших хореографов за все три века отдувался в основном Петипа. По одному номеру получили Лавровский и Фокин. Ни Баланчину, ни Лопухову, ни даже самой Вагановой места не нашлось. За модерн (этот предмет тоже входит в учебную программу) отвечало (без всякого, впрочем, на то основания) «Болеро» в постановке Николая Андросова. Если бы не восторг от прекрасной формы Фаруха Рузиматова, номер вызвал бы лишь недоумение и досаду. Конечно, блеснули по обыкновению Евгения Образцова, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева. Но их бесспорное мастерство едва не затмили нелепые, никак не связанные с происходящим на сцене закадровые тексты и еще более нелепая сценография. Первое отделение отчего-то открыл кант «Радуйся, Росско земле», а второе – «Коронационный марш» Чайковского, звучавший на фоне архивных кадров празднования 300-летия Дома Романовых. Это, видимо, ненавязчиво напоминало о том, что 275-летний юбилей академии пройдет в один год с 400-летием воцарения так ценившей иноземные таланты династии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1277
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
813
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
574
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
808

Другие новости