Провинциальный ловелас Артем (Илья Белов) умеет быть убедительным.
Фото с официального сайта «Коляда-театра»
4 декабря драматургу и режиссеру Николаю Коляде исполнилось 55 лет. Целый день в его екатеринбургском театре шли спектакли, толокся народ, приезжали с поздравлениями ученики и коллеги-почитатели. Кроме прочих сыграли новый спектакль «Большая советская энциклопедия». Эту пьесу нынешний юбиляр написал в 2010-м, а спектакль по ней еще никуда из родного города не выезжал.
Терем Коляды в Екатеринбурге – место известное, к нему не зарастает народная тропа. Пока не зарастает. Недавно театру посулили большее здание – старый кинотеатр. До переезда далеко, так как надо сделать ремонт, прежде чем въезжать. Пока работают в своем уникальном деревянном доме, зажатом между типовыми постройками разных советских лет. В палисаднике – кусты с навязанными пестрыми лоскутками (говорят, этот ритуал помогает в исполнении желаний), ржавые остовы велосипедов, стульев. Изба Коляды имеет несколько сумасшедший вид, но ведь это не академический театр, и, кстати, как любому коллективу студийно-подвального типа, труппе в случае переезда придется пройти проверку большой сценой. Сколько таких историй, когда что-то главное рассыпалось по пути из маленького, самопального зальчика в комфортные новые стены.
Хочется надеяться, «Коляда-театр» этого избежит. И заберет с собой весь прекрасный, колоритнейший хлам, что расставлен-развешан-распихан сейчас внутри. Чего тут только нет… Какой-то музей советского, дачного, коммунального быта, тотальный безумный коллаж, который пришелся бы по вкусу Параджанову. И крупный человек в тюбетейке, с раскатистым басовитым голосом – Николай Коляда – расхаживает по этим комнатам как по дому – встречает, рассаживает, шутит и балагурит. Он в Екатеринбурге фигура культовая и уже практически мифологическая. Многим звездам новой драмы он как отец родной, да и вообще редко кто из свердловской богемы последних десятилетий не побывал в орбите этого кипучего человека.
4 декабря кроме прочих поздравить Коляду приехали актеры театра Первоуральска – маленького городка в Свердловской области. Выступили с трогательным рассказом про то, как недавно приезжал Коляда на их спектакль и тем невероятно поддержал театр в трудной ситуации. Просто фактом своего приезда. Когда администрация городка прознала, что приехал сам Коляда, сюжет развивался по гоголевско-щедринскому сценарию – чиновники набежали, на сотрудников театра зашикали: что ж вы не предупредили, мы бы встретили как полагается и т.п. Так что Коляда в родном краю – сила!
«Большая советская энциклопедия» – странный, камерный спектакль на троих, первая интерпретация пьесы. Есть в ней фирменный черный юмор, точная и потому страшноватая психология. Сочные типы уральских обывателей. Но есть и центральная фигура, несколько загадочная и чуть менее убедительная, чем два других персонажа. Это чокнутая Верка – социальный работник при одиноких городских старушках. Сама деваха приехала из деревни и за краткий срок обзавелась комнатешкой в общежитии, кое-какой мебелишкой, скарбом из квартир подопечных – они помирают, и Верка забирает себе что хочет. Однажды вот она сцепилась с «наследницей» очередной усопшей бабульки – ушлой фифой, которая явилась на следующий день после смерти дальней родственницы в надежде найти спрятанные брильянты, и перетряхивает бесконечные тома Большой советской энциклопедии. Меж ними совершенно неожиданно возникает мужик – смазливый провинциальный ловелас, снявший на сутки освободившуюся хату для известных утех.
«Наследница» Вика и пошляк Артем – персонажи ясные – такие по улицам ходят. Хлестко и смешно сыграли их Василина Маковцева и Илья Белов. Их герои мгновенно спелись, оба по натуре люди простые, хоть и строят из себя крутых знатоков жизни. Артем даже об искусстве рассуждает в уморительных выражениях: «В России две чистоты: вся грязь замерзла и вся грязь засохла. Как в авторском кино: дымок, туман такой на улице. Вы заметили, что в авторском кино всегда в кадр туманчик такой нагоняется?» На спектакле 4 декабря этот пассаж приобрел особую пикантность, так как в зале находился Андрей Звягинцев – председатель жюри IX кинофестиваля «Кинопроба», который как раз в этот день закрывался в Екатеринбурге. Звезде авторского кино хватило юмора рассмеяться вместе с залом.
А вот «недоразвитая», как ее все называют, Вера в исполнении примы «Коляда-театра» Ирины Ермоловой вышла странной. Ясно, что писалась она драматургом как юродивая, как некий даже медиум между всяческими инфернальными силами и простыми грешными смертными. Но слишком плотны, неразреженны ее монологи-камлания, в которых Верка проговаривает-проигрывает свои мечты. В них центральное место занимает чаемая свадьба с прекрасным женихом по имени Сережа (это непременное условие, потому, например, красавчик Артем все-таки не «проходит конкурс» на владение Веркиным сердцем и аппетитным телом, хотя и нравится ей). Всплывают видения-воспоминания из трудного деревенского детства, где отец велел есть побольше хлебных корок (чтобы грудь росла), а бабка долбила: «Жизнь прожить – не поле перейти».
Может, следующие постановщики «Большой советской энциклопедии» найдут какой-то ход, расцветят Веркины мечты и своего рода сеансы связи с небесами (там «зажигают за Верку спички» Бог и мама). Пока внимание ускользает от долгих Вериных речей, и в заявленной двойственности «сумасшедшая/святая» преобладает первое. Ермолова отлично играет Верку смешную, нелепую, а вот там, где должно вдруг всем стать больно и светло, как от той истины ходячей, актриса теряется, не взмывает над «квартирным вопросом». Екатеринбург–Москва