Вот так весело проходят спектакли на документальные и вполне нефтяные сюжеты.
Фото с официального сайта группы
На фестивале NET известный документальный театр из Германии показал спектакль «Проба грунта в Казахстане». Идея спектакля принадлежит одному из трех основателей этой группы Штефану Кэги, который является также и режиссером данной работы.
Можно сказать, что в этом спектакле театр, который известен в Европе как социально заточенный, театр, который зачастую в свои проекты приглашает не профессиональных актеров, а представителей тех или иных социальных групп, на этот раз оправдывает свое название самым прямым и последовательным образом.
Одна из линий спектакля проведена четко – идет подробный разговор о казахской нефти. Видеокадры фиксируют нефтяные трубы, процесс добычи, транспортировки черного золота на казахской земле. Все это мы видим на экране, установленном на задней стене. В кадре также дают интервью немцы, которые работают на нефтедобыче, ученые, которые рассказывают о том, какие опасности подстерегают разработчиков, когда ищут нефтяные месторождения.
А на сцене пять участников проекта ведут свой рассказ в режиме реального сценического времени: это – бывшие граждане Казахстана, соседнего Таджикистана и один немец из Восточной Германии, который работал в 80-е в нефтебизнесе все в том же Казахстане.
Те, кто из бывшего СССР, говорят по-русски, совсем изредка переходя на немецкий. Главными, конечно, являются голоса наших бывших соотечественников. Этнические немцы, люди разных поколений, они мигрировали из Казахстана в Германию. Создатели спектакля проводят параллель между «человеческой» миграцией и миграцией нефти и газа (оказывается, есть такой термин в геологии) в земной коре под действием природных сил.
Видимая жизнь людей, которая происходит здесь и сейчас, и невидимые процессы в земле, когда образуется нефть на протяжении многих миллионов лет – два полюса спектакля.
Как известно, параллели не пересекаются. Богатство Казахстана от черного золота никак не влияет на благополучие людей, живущих на этой земле. Однако и миграция с целью лучшей доли тоже оказывается фикцией. Хелена Симкин, родившаяся недалеко от Байконура, мечтавшая стать космонавтом в детстве, сейчас живет в Ганновере, до недавнего времени она работала за стойкой регистрации пассажиров российской авиакомпании, но потеряла работу из-за роста цен на нефть. В спектакле она говорит о своей мечте покорить космические пространства. Она продолжает жить этой мечтой. И театр дает ей такую возможность. Хелена на сцене вращается в большом колесе, вспоминая свой родной Казахстан и песню про орлят, что учатся летать.
Исповеди участников проекта иллюстрируются проекциями фотографий из семейного альбома. У Хелены таких фотографий сохранилось много с самого детства. А вот у Елены Панибратовой, эмигрировавшей из Таджикистана, пережившей вместе со своей семьей гражданскую войну, фотографий нет вовсе, поэтому камера щелкает, но мы видим только как бы засвеченную фотопленку. Она говорит, в Таджикистане ее бы не поняли, узнав, что ей 29 лет и она не замужем. В Германии она танцует за деньги в барах и предсказывает судьбу по руке своим немецко-русским коллегам. Она словно взбирается на стойку, вокруг которой, кажется, сидят разгоряченные алкоголем и ее танцем мужчины. Елена не стала ни косметологом, ни служащей банка. На стойке бара она готова изобразить из себя пожирательницу огня, выдохнуть пламя, чтобы шест в ее руках вспыхнул, а на экране вслед мы увидим пламя нефтевышки.
Каждый ведет свою исповедь. Рассказ Генриха Вибе – история семьи на протяжении всего ХХ века, участи этнических немцев от эпохи Сталина до наших дней. Чудом уцелели фотографии рода, паствы репрессированного отца Генриха. Голод, неспособность матери прокормить детей, детство в детдоме, и сейчас он живет в Германии. Генрих, которого в России звали Андреем, работал в Казахстане шофером, водил бензовоз и его жизнь в Казахстане тоже зависела от нефти.
У Нурлана Дуссали совсем другая судьба, молодой предприимчивый казах развернул свой бизнес в Германии, но опять же все связано с поиском источников энергии. Он даже демонстрирует залу свой мастер-класс по обработке клиентов, которые должны перейти на экологически чистые источники энергии.
Мигрирует нефть, мигрируют люди, которые оказываются заложниками черного золота. От последнего не укрыться ни казахским немцам в Германии, ни русским, ни немцам.