Марк Захаров и Олег Табаков – двое из тех, кто хотел бы видеть гендиректором Большого театра Николая Цискаридзе.
Фото Натальи Логиновой/PhotoXPress.ru
Письмо мастеров культуры президенту Владимиру Путину с просьбой назначить гендиректором Большого театра народного артиста России Николая Цискаридзе продолжает оставаться среди самых обсуждаемых культурных новостей дня. Самого письма по-прежнему никто в глаза не видел, имена подписантов появляются в час по чайной ложке. «НГ» стали известны некоторые новые подробности, главная из которых – в том, что письмо легло на стол президенту в тот момент, когда контракт с Анатолием Иксановым был уже подписан. Мастера культуры просто опоздали.
Существующий порядок назначения гендиректора Большого театра подразумевает, что контракт со стороны государства подписывает министр культуры. Следовательно, президент – по порядку – должен расписать письмо премьер-министру, а премьер-министр, в свою очередь, должен попросить рассмотреть это обращение министра культуры Владимира Мединского.
Во второй половине дня вчера в Министерстве культуры письма мастеров еще не видели, но главное – по информации «НГ», обращение, подписанное 12 народными артистами, преимущественно народными артистами СССР, поступило президенту в тот момент, когда министр культуры Владимир Мединский уже подписал с Анатолием Иксановым новый контракт – еще на два года.
История, ставшая достоянием общественности после записи в блоге бывшего министра культуры России Михаила Швыдкого, начала обрастать подробностями в начале недели. Всех интересовали имена – кто эти люди, которыми Михаил Швыдкой «восхищался с детства»? Первым назвали Геннадия Хазанова, потом «появился» Олег Табаков, следом – Марк Захаров… Всего – 12 человек. К названным добавим еще трех народных артистов СССР – Зураба Соткилаву, Елену Образцову, Алису Фрейндлих.
В комментариях тут же начали задавать вопросы: «А Табакову это зачем? А Хазанову?..» А главное: «О чем письмо?»
В письме на имя Путина авторы пишут, что Большому театру, по их глубокому убеждению, нужны перемены, которые должны начаться со смены нынешнего гендиректора, занимающего это кресло с 2000 года. Далее следует просьба пригласить на эту должность народного артиста России, солиста балета Большого театра и педагога Николая Цискаридзе. После изложения характеристики Цискаридзе – просьба рассмотреть его кандидатуру.
В печати появились комментарии некоторых подписантов: выясняется, что не один, а уже несколько человек не знали, что речь шла о замене одного гендиректора на другого, мол, думали, что они предлагают Цискаридзе на освободившееся место. Другие говорят: письма не видели, согласились подписать по телефону… Деликатность ситуации, по крайней мере для одного из подписантов – для Алисы Фрейндлих, – в том, что она успела поработать с Анатолием Иксановым, который начинал в БДТ при Георгии Товстоногове. По информации «НГ», отдельные авторы успели засвидетельствовать неизменное уважение Анатолию Иксанову в устной и в письменной форме.
Вопросы: а Табакову это зачем? А Хазанову? А Захарову? – вовсе не праздные. Олег Табаков, помнится, резко однажды отреагировал, когда кто-то в газете попытался комментировать его стиль и методы работы; Табаков был искренне возмущен вмешательством во внутренние дела своего театра. И многие тогда разделили его возмущение. Что же изменилось? Хазанов сильно обижается, когда ему говорят о его театре, мол, это вроде бы обычный московский театр, подведомственный столичному Департаменту культуры, с соответствующими льготами и бюджетным финансированием... А ведь Театр эстрады сегодня – обыкновенная прокатная площадка, вполне коммерческая, и уже много-много лет. Некоторые коллеги наверняка завидуют, но чтобы предложить подыскать Хазанову замену?..
Совесть нации, духовные лидеры, вожди, мастера культуры… Остатки авторитета проедают, разменивают… Дело не в Цискаридзе, можно сказать. Но ведь и в Цискаридзе тоже: неужели Олег Табаков или Марк ч Захаров всерьез считают, что танцовщик, даже хороший, может быть замечательным генеральным директором такого корабля, как Большой театр?! Ну, память же есть у людей, даже Владимир Викторович Васильев, фигура большего масштаба, и он – не справился.
Коротко говоря, к моменту поступления письма решение уже было принято, контракт с Иксановым уже был подписан. Письмо опоздало, зато у культурной общественности – целых два года, чтобы подыскать достойного гендиректора, а может, и худрука для главного театра страны.