Самая известная опера Верди и, вероятно, вообще самая известная и самая любимая опера в мире не шла в Большом целых 12 лет. Столь долгое отсутствие этого названия, как и вообще опер Верди (до сих пор в афише Большого была лишь «Набукко»), – ситуация довольно странная. Театр ее поправил – «Травиата», вне всякого сомнения, станет самым кассовым спектаклем исторической сцены. По крайней мере на ближайшее время – пока не увянет, как многие традиционно решенные постановки, которые (правда, спустя несколько десятков лет!) из Большого вымели как сор.
Режиссер Франческа Замбелло – имя, в театре проверенное: две ее предыдущие постановки пережили реконструкцию основного здания и благополучно вернулись «домой». Ее нынешняя работа – канонический спектакль, без всяких отступлений и примеси сверхсмыслов, очень красивый и – самое главное – не затмевающий бессмертную музыку Верди. Единственное отступление – умирающая в больничной палате Виолетта в увертюре, но после знаменитого фильма Франко Дзеффирелли этот жест уже почти традиция. Виолетта вскакивает с постели, срывает рубашку и оказывается в вечернем платье на собственном балу. Кирпичные стены больницы оборачиваются белым с позолотой обрамлением танцевальной залы, а парижские фонари – хрустальными люстрами. Декорации, конечно, роскошные – в особенности во втором действии: для усадьбы, где уединились влюбленные, художник Питер Джон Дэвисон придумал сад с еще цветущими маками и вековым деревом, чью крону чуть тронула золотистая рябь осени (а в довесок – лошадка с каретой да пара породистых собак).
Сказать, что Франческа Замбелло продумала портреты героев, а это в так называемых традиционных постановках едва ли не самая трудная для постановщика, но и увлекательная для зрителя часть, довольно трудно. Режиссер старалась, по ее словам, «рассказать… всем известную историю, которую на самом деле совсем не знают». Но, честно говоря, из этого спектакля так и не узнают. Эта постановка (якобы глазами главной героини) ничего нового, отличного от нашего знания истории Виолетты Валери не преподносит. Остается уповать на артистичность исполнителей – иначе останутся только красивые, изящные декорации да две бальные сцены, здорово выполненные, впрочем, как того и следовало ожидать от режиссера высшего класса. Здесь даже есть свое «ружье»: во время «Застольной» герои в сиянии свечей идут навстречу друг другу по накрытому обеденному столу; у Флоры же в припадке ревности Альфред швыряет Виолетту на огромный игральный стол. Танцы на балу у Флоры – дело вкуса: сначала артистки варьете жутко вопят (это лишнее) и исполняют сцену корриды, изображая и тореадоров, и быков, и даже капоте.
Исполнительский состав был целиком русский, что очень радует, а заглавную партию пела не приглашенная артистка, а солистка Большого Венера Гимадиева – прирожденная Виолетта, с поразительным по тембру нежным верхним регистром, который вкупе с виртуозностью, конечно, и делает славу этой партии. Василий Ладюк – безупречный Жорж Жермон, больше надменный, чем человечный и благородный, но последнее приходит, наверное, с возрастом и опытом – все-таки для старика исполнитель молод. Алексей Долгов (Альфред), хотя и перспективный тенор, из этой компании выпал – такое ощущение, что солист был не в форме, да и образ его ни чуткостью, ни пылкостью не отличался (ну, разве что на стол швырнул страстно). А вот дирижера к русским певцам и оркестру пригласили итальянского. В послужном списке Лорана Кампеллоне – не так давно он дирижировал в Москве концертным исполнением оперы «Сказки Гофмана» – полсотни опер и сотрудничество с ведущими оперными домами. Его работа в «Травиате» была очень слышна: если опустить некоторые огрехи первой картины (тут артисты друг к другу «притирались», все-таки премьера, да и Гимадиеву ввели в первый состав в срочном порядке вместо заболевшей Альбины Шагимуратовой), то звучание оркестра стало идеальной средой, в которую влились солисты. Впрочем, дирижеры Большого тоже выступают в премьерной серии. 18 октября заявлены Альбина Шагимуратова и дирижер Павел Клиничев – этот ансамбль должен быть очень интересным.