0
2524
Газета Культура Интернет-версия

09.10.2012 00:00:00

У лукоморья дуб зеленый

Тэги: большой театр, премьера


Самая известная опера Верди и, вероятно, вообще самая известная и самая любимая опера в мире не шла в Большом целых 12 лет. Столь долгое отсутствие этого названия, как и вообще опер Верди (до сих пор в афише Большого была лишь «Набукко»), – ситуация довольно странная. Театр ее поправил – «Травиата», вне всякого сомнения, станет самым кассовым спектаклем исторической сцены. По крайней мере на ближайшее время – пока не увянет, как многие традиционно решенные постановки, которые (правда, спустя несколько десятков лет!) из Большого вымели как сор.

Режиссер Франческа Замбелло – имя, в театре проверенное: две ее предыдущие постановки пережили реконструкцию основного здания и благополучно вернулись «домой». Ее нынешняя работа – канонический спектакль, без всяких отступлений и примеси сверхсмыслов, очень красивый и – самое главное – не затмевающий бессмертную музыку Верди. Единственное отступление – умирающая в больничной палате Виолетта в увертюре, но после знаменитого фильма Франко Дзеффирелли этот жест уже почти традиция. Виолетта вскакивает с постели, срывает рубашку и оказывается в вечернем платье на собственном балу. Кирпичные стены больницы оборачиваются белым с позолотой обрамлением танцевальной залы, а парижские фонари – хрустальными люстрами. Декорации, конечно, роскошные – в особенности во втором действии: для усадьбы, где уединились влюбленные, художник Питер Джон Дэвисон придумал сад с еще цветущими маками и вековым деревом, чью крону чуть тронула золотистая рябь осени (а в довесок – лошадка с каретой да пара породистых собак).

Сказать, что Франческа Замбелло продумала портреты героев, а это в так называемых традиционных постановках едва ли не самая трудная для постановщика, но и увлекательная для зрителя часть, довольно трудно. Режиссер старалась, по ее словам, «рассказать… всем известную историю, которую на самом деле совсем не знают». Но, честно говоря, из этого спектакля так и не узнают. Эта постановка (якобы глазами главной героини) ничего нового, отличного от нашего знания истории Виолетты Валери не преподносит. Остается уповать на артистичность исполнителей – иначе останутся только красивые, изящные декорации да две бальные сцены, здорово выполненные, впрочем, как того и следовало ожидать от режиссера высшего класса. Здесь даже есть свое «ружье»: во время «Застольной» герои в сиянии свечей идут навстречу друг другу по накрытому обеденному столу; у Флоры же в припадке ревности Альфред швыряет Виолетту на огромный игральный стол. Танцы на балу у Флоры – дело вкуса: сначала артистки варьете жутко вопят (это лишнее) и исполняют сцену корриды, изображая и тореадоров, и быков, и даже капоте.

Исполнительский состав был целиком русский, что очень радует, а заглавную партию пела не приглашенная артистка, а солистка Большого Венера Гимадиева – прирожденная Виолетта, с поразительным по тембру нежным верхним регистром, который вкупе с виртуозностью, конечно, и делает славу этой партии. Василий Ладюк – безупречный Жорж Жермон, больше надменный, чем человечный и благородный, но последнее приходит, наверное, с возрастом и опытом – все-таки для старика исполнитель молод. Алексей Долгов (Альфред), хотя и перспективный тенор, из этой компании выпал – такое ощущение, что солист был не в форме, да и образ его ни чуткостью, ни пылкостью не отличался (ну, разве что на стол швырнул страстно). А вот дирижера к русским певцам и оркестру пригласили итальянского. В послужном списке Лорана Кампеллоне – не так давно он дирижировал в Москве концертным исполнением оперы «Сказки Гофмана» – полсотни опер и сотрудничество с ведущими оперными домами. Его работа в «Травиате» была очень слышна: если опустить некоторые огрехи первой картины (тут артисты друг к другу «притирались», все-таки премьера, да и Гимадиеву ввели в первый состав в срочном порядке вместо заболевшей Альбины Шагимуратовой), то звучание оркестра стало идеальной средой, в которую влились солисты. Впрочем, дирижеры Большого тоже выступают в премьерной серии. 18 октября заявлены Альбина Шагимуратова и дирижер Павел Клиничев – этот ансамбль должен быть очень интересным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1734
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3692
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2749
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2242

Другие новости