"Место встречи российских оркестров" - девиз Второго Симфонического форума, собравшего в Екатеринбурге оркестры со всей России. Второй форум - безусловный шаг вперед по сравнению с Первым, состоявшимся два года назад. Сама идея подобного смотра носилась в воздухе как минимум с 2007 года, когда на II Фестивале оркестров мира в Москве выступил Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) - базовый коллектив Свердловской филармонии. Концерт показал, что на фоне европейских оркестров российские отнюдь не теряются, и напрашивалась мысль о фестивале, где были бы представлены именно отечественные коллективы.
Программа Первого форума сложилась до некоторой степени стихийно: к УАФО и Большому симфоническому оркестру, чьи концерты в Екатеринбурге были запланированы уже давно, добавились коллективы из Омска и Казани, получившие приглашения за сравнительно короткий срок. Нынешний смотр готовился гораздо дольше; если Первому форуму успех гарантировали имена таких патриархов, как Дмитрий Китаенко и Владимир Федосеев, то самой привлекательной чертой второго стал в первую очередь всероссийский охват: семь оркестров, каждый из которых дал также по концерту в одном из городов области.
Помимо УАФО и Уральского молодежного оркестра в Екатеринбурге выступили "Новая Россия", оркестры из Волгограда, Красноярска, Белгорода и Петрозаводска. Каждый был свободен в выборе репертуара, и следует ли удивляться тому, что афиша форума выглядела достаточно консервативно? Вполне изысканная по идее программа Красноярского оркестра, - Форе, Прокофьев, Дворжак - отнюдь не была таковой по уровню исполнения. В остальном же в афише преобладали Берлиоз, Брамс, Чайковский, Рахманинов, а роль современных композиторов исполняли Шостакович, Барток и Прокофьев. Вероятно, это не может быть иначе, пока у форума нет художественного руководителя, который занимался бы не только отбором коллективов, но и афишей в целом.
Наиболее оригинальной оказалась программа-открытие, где Андрей Борейко - крупнейшая звезда среди дирижеров форума - представил "Русалочку" Цемлинского и Адажио из Десятой симфонии Малера. Тогда как Белгородский оркестр с Пятыми симфониями Чайковского и Шостаковича в оригинальности упрекнуть трудно. Отсутствие репертуарных изысков позволяло полностью сосредоточиться на оркестре, которым дирижировал Рашит Нигаматуллин, ученик Геннадия Рождественского. Пятая Чайковского в его интерпретации звучала по-хорошему старомодно, напоминая записи Евгения Светланова, в исполнении был живой нерв, а оркестр демонстрировал густой, плотный саунд, резковатый в tutti. Шостаковича сыграли менее аккуратно - грубые, рубленые аккорды в Allegretto и отнюдь не безукоризненное соло скрипки. Однако драйв был и здесь, и в двух фрагментах балета "Болт", в честь дня рождения Шостаковича исполненных на бис.
Более смутное впечатление произвел концерт оркестра Карельской филармонии: с одной стороны - небанальная программа из "Калевалы" карельского композитора Раутио, Четвертой симфонии Сибелиуса и Третьей Рахманинова. С другой - ностальгически-меланхоличное настроение, одинаковое для всех трех номеров, при нехватке того самого драйва. Симфония Сибелиуса все же задела за живое: в отличие от иных сочинений вроде той же Пятой Чайковского, обреченных на успех, она требует активного соучастия слушателя. "Непонятно, о чем эта музыка", - недовольно шептались в кулуарах, и тем интереснее пытаться разгадать эту странную симфонию, украшенную мощным соло виолончели в начале. По словам маэстро Мариуса Стравинского, он планировал исполнить в Екатеринбурге современное сочинение, - например, Адеса или Этвеша - однако Карельская филармония идею не одобрила.
Стоит ли говорить, что увереннее других участников форума звучал УАФО, давно ставший оркестром международного класса. Если другие концерты несли в первую очередь информацию о состоянии оркестрового дела в регионах, заключительный концерт УАФО нес публике счастье. Под управлением Дмитрия Лисса Концерт для оркестра Бартока и Пятая симфония Прокофьева сыграли практически идеально. И если следующий форум приобретет элементы конкурса, - по аналогии с "Золотой маской" - что может повысить интерес к нему и его участникам, нетрудно предположить, у какого коллектива больше шансов на первое место. Однако можно оценивать не только оркестры в целом, но и лучших солистов, лучшие программы и многое другое; а это уже вопрос художественного руководства, необходимого форуму для движения вперед.