Худрук фестиваля «Звезды на Байкале» и оркестр Мариинского театра.
Седьмой международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» завершился тремя концертами Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Открывал фестиваль оркестр Musica viva, в центре (календарном, разумеется) были выступления оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева. И, конечно, вереница известных музыкантов во главе с Денисом Мацуевым, художественным руководителем «Звезд на Байкале».
Жители Иркутска с придыханием произносят имя Дениса, его здесь – как бы высокопарно это ни звучало – практически боготворят. Впрочем, он отвечает Иркутску тем же, он этот город любит. Квартиру, по его собственным словам, после переезда в Москву продавать не стал, какими бы трудными ни были 90-е. Не сделал там ни одного ремонта, и сейчас, возвращаясь в Иркутск, окунается в атмосферу детства. «Звезды на Байкале» – его продукт, не для себя и друзей, наоборот, для города. Аукцион «Нота до», где идут с молотка «фестивальные трофеи» (альбом эксклюзивных фотографий прошлого фестиваля ушел за 650 000 руб., а всего насобирали 11 млн.) – в поддержку талантливых детей. Следующий шаг – строительство концертного зала по полной программе, с привлечением ведущего эксперта по акустике Язу Тойоты. Последнее – только в проекте, но, кажется, ни у кого сомнений нет в том, что он будет реализован. Тем более что недалеко – Омск, где появился роскошный зал. «Чем я и мой регион хуже?» – примерно такого вопроса (риторического) ожидают от губернаторов наши культурные деятели. Об этом говорил, кстати, и Валерий Гергиев на пресс-конференции, и не только в Иркутске, – тему концертных залов он поднимал и на Пасхальном фестивале, и, думается, в тех своих выступлениях, которые не слышала обозреватель «НГ». Проще всего, по словам маэстро, сидеть у себя в кабинетах и прикрываться провинциальностью и плохим финансированием, а музыкантам – замыкаться в рамках профессии (дескать, я на фортепиано играю, а они – сумасшедшие, что-то пробивают, выбивают, просят, строят и так далее).
Оркестр Мариинского театра прилетел в Иркутск из Самары и отправился в Пекин, а оттуда, кстати, в Омск – в рамках большого турне. Расписание, как всегда, экстремальное: прилет – Байкал – репетиция – благотворительный концерт в 17 часов – вечерний в 20, оба с полноценной программой: пианист Александр Торадзе солирует в двух концертах Шостаковича (это, можно сказать, коронные сочинения из его репертуара, не так давно Торадзе записал их с оркестром Франкфуртского радио и Пааво Ярви), Пятнадцатая симфония идет во втором отделении; полет Скерцо из музыки к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона, истома «Послеполуденного отдыха Фавна» Дебюсси, страсть «Франчески да Римини» Чайковского, и в финале – Второй концерт Рахманинова с Денисом Мацуевым. И тут – да! Выражение признательности зала к Мацуеву можно сравнить разве что с овациями, которые срывает на Западе Анна Нетребко.
Валерий Гергиев представляет отличившихся солистов оркестра. Фото Григория Мумрикова предоставлены АНО «Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» |
Тут взяли старт условно «Дни Рахманинова»: вместе с Губернаторским симфоническим оркестром пять пианистов исполнили все концерты композитора: Вадим Руденко – солировал в Первом, Евгений Брахман – в Четвертом. Дальше Филипп Копачевский должен был сыграть «Рапсодию на тему Паганини». Но – еще на третьей части Четвертого концерта в зале внезапно погас свет. В то время как журналист потирает руки – «есть сюжет!», – в другой части зала думают, как выйти из положения. Евгений Брахман берет ситуацию в свои руки, «при свечах» (точнее, фонарике) устраивает джазовый концерт. Конечно, из-за кулис выходит Мацуев, импровизация в четыре руки – и публика уже забыла обо всем. А дальше – даже те, кто просто пришел послушать, вышли на сцену с небольшими сольными номерами, не думая ни о форме, ни о гонораре: за Брахманом и Мацуевым вышли Вадим Руденко, Максим Могилевский (он даже рискнул сыграть «Полет шмеля»). Филипп Копачевский в этот вечер ограничился Вальсом Листа, а вот на следующий день ему предстояло испытание на выдержку. «Рапсодию на тему Паганини» он выучил специально к фестивалю, и, конечно, было бы несправедливо его лишить возможности ее исполнить. Перенесли на следующий день, и вышло, что Копачевскому придется трижды выйти на сцену. Днем – с детским оркестром «Созвездие Байкала» и концертом Грига, вечером – с рахманиновскими Расподией и Вторым концертом. Ученик Сергея Доренского («одноклассник» Мацуева) не подвел; естественно, что поздним вечером за Филиппа поднимали первый тост. А второй – за другого дебютанта «Звезд на Байкале», пианиста Валерия Кулешова (многие знают его как феноменального виртуоза), который блестяще завершил рахманиновский цикл Третьим концертом.
Об оркестре «Созвездие Байкала» Мацуев говорит: «Это – наше будущее». Его скептическое отношение к детскому коллективу развеялось, когда они вместе исполнили концерт Моцарта. Так что этим летом Денис рискнул привезти маленьких музыкантов во французский Анси, на фестиваль классической музыки, где выступают музыканты с громкими именами, – и дети не подвели.
Иркутск–Москва