В Большом театра прошла первая постановка «Лаборатории современной оперы»: жертв нет. Среди публики потери минимальные (среди действия зал покинуло от силы человек десять), композитора вызывали на поклоны и, кажется, в суд на Большой подавать никто не собирается. Да, что ставили: оперу Сергея Невского «Франциск».
Де юро это мировая премьера, де факто – большая часть оперы уже звучала (но не ставилась) на фестивалях в Германии и Италии, для московской постановки был написан финал. Но корни оперы все-таки в Москве: несколько лет назад Теодор Курентзис подал Невскому идею написать оперу о Франциске Ассизском для фестиваля «Территория», но тогда сотрудничество не сложилось. А идея проросла.
Василий Бархатов, руководитель «Лаборатории современной оперы», пригласил для работы над оперой режиссера Владимира Бочарова (еще студента) и художника Виктора Шилькрота. Они довольно точно почувствовали материал и сделали крепкий спектакль, который вполне может идти и в репертуаре Большого. На сцене – жилище аскета: кровать и стол. Франциск, умирающий, обессиленный, ненавидящий свое тело, ведет свой последний (или уже первый?) разговор с Богом. Монолог его (текст немецкого либреттиста Клаудиса Люнштедта) не прямолинейный, сбивчивый как поток сознания транслирует помимо солиста и группа чтецов, уже на русском. Святая Клара – или, периодически, мать Святого, или просто некая женщина, – пытается облегчить страдания Франциска, перевязывает раны и пытается накормить нехитрым супом, но проповедник нищеты не желает трафить голоду. Тем сильнее неожиданный и неоднозначный ход, когда он, уже, кажется, умерший, набрасывается на суп и с какой-то звериной неистовостью съедает его; и – душа его возносится. К Господу. Контратенор Дэниэла Китинг-Робертса и меццо Натальи Пшеничниковой, в силу близости тембра, практически проникают один в другой, наполняя друг друга.
На заднем плане находится трехэтажная конструкция; на первом уровне находится пластическая группа и чтецы, на втором оркестр, на третьем – хор. Так что музыканты парят в воздухе, ведомые дирижером. По краям сцены – две ударные установки, еще исполнители сидят на уровне бельэтажа. И вот пространство зала наполняется звуками – стуками, скрипами, шорохами, всхлипами. возгласами, воплями… Пространство оживает, оно начинает чувствовать – ледяной холод, ненависть и страсть, нежность и отчаяние, страх и надежду. Совсем молодой коллектив Questa musica и его руководитель и дирижер Филипп Чижевский (можно сказать, вчерашний выпускник консерватории) за две недели репетиций совершили чудо: исполнение было уверенным, материал был у музыкантов «в руках», ну а точность может в этом случае оценить только композитор – но и он, кажется, доволен. Так что можно смело отметить на нашей музыкальной карте еще одно имя.