Геннадий Рождественский готовит к премьере очередной оперный раритет.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
В Камерном музыкальном театре оперы им. Бориса Покровского – новое назначение. Геннадий Николаевич Рождественский 1 сентября стал музыкальным руководителем театра, 2-го - дал первый концерт в новом качестве: совместный концерт оркестра театра и Московской консерватории посвящен 100-летию Покровского.
Театр имени Покровского, как любой авторский театр, требует лидера – и последние сезоны это показали: постановки неровные, художественная политика спорная, назвать хотя бы один спектакль бесспорно удачным сложно, знаковым – тем более. Наверное, творческий процесс того и не требует – чтобы каждая постановка становилась приметой времени, но все же держать планку, заданную Покровским, – прямая задача художественного руководства. А держать курс все труднее. Это 30, 40 лет назад постановка оперы, только что вышедшей из-под пера композитора, становилась сенсацией. Сейчас не то – и градус восприятия не тот, да и сам музыкальный материал часто оставляет желать чего-то более интересного. Так и пробирается театр между Сциллой и Харибдой репертуарных принципов Покровского, где было всегда принято ставить музыкальные редкости и отечественные новинки. А при этом еще и ставить на ноги труппу: этот театр всегда пестовал молодых артистов.
Геннадий Рождественский Камерному театру совсем не чужой: он тесно сотрудничал с Покровским и выпустил не одну премьеру – из тех самых, знаковых. Вспомним хотя бы «Нос». Или «Похождения повесы» Стравинского – сейчас в театре идет восстановленная версия, Геннадий Николаевич отвечал за музыкальную сторону реконструкции. Сказать, что опыт удался, опять не получается: спектакль выглядит блеклой калькой (это чувствуют и те, кто только родился в 1978-м), повторить вслед за Покровским не получается, а может быть, и не нужно, может быть, эта постановка была актуальна тогда, но не сейчас. Ситуация эта в чем-то показательная: быть может, в XXI веке стоит избрать новую стратегию, найти лидера, который – не уничтожая прошлое – поведет театр в будущее? Нет, здесь продолжают стряхивать пыль с портретов.
Безусловно, Геннадий Рождественский – личность выдающаяся. Его появление за пультом тонизирует артистов, так что они способны на приличное качество. Только вот в должности музыкального руководителя собственно за пультом проводить он будет не так много времени: первые премьеры сезона – оперы Владимира Кобекина «Холстомер» и Александра Чайковского «Альтист Данилов» – пройдут под палочку Владимира Агронского, за которым сохраняется пост главного дирижера театра. (Кстати, обе эти оперы написаны специально для Камерного театра, так что обе премьеры - мировые.) Главная же задача музыкального руководителя – репертуарный план; разумеется, напичканный раритетами, которых и на европейских сценах не сыщешь. После моцартовского «Идоменея» в редакции Рихарда Штрауса (премьера прошлого сезона) Рождественский предлагает незаконченную оперу Карла Марии фон Вебера «Три Пинто», завершенную Густавом Малером.
Но это только в июне.