Председатель КиноСоюза, режиссер Андрей Прошкин направил заместителю министра культуры Ивану Демидову письмо, в котором выразил недоумение членов КиноСоюза по поводу невыдачи прокатного удостоверения фильму Майи Милош «Клип». Зимой сербская дебютантка участвовала с этой картиной в конкурсе Роттердамского кинофестиваля и получила одного из трех «Золотых тигров», также фильм был отмечен институтом голландских кинокритиков и журналистов.
В департаменте кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры РФ сочли, что российским зрителям это кино смотреть не стоит, так как в нем «демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера». Еще в департаменте подчеркнули: «Несмотря на то что титры фильма содержат указание на совершеннолетие актеров, по сюжету фильма, действие которого происходит в школе, в этих сценах участвуют подростки, не достигшие совершеннолетнего возраста, что противоречит нормам, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Права на прокат картины на территории России принадлежат компании «Кино без границ», известной своими многолетними усилиями на ниве показа авторского, высокохудожественного кино. Начало проката «Клипа» в России было запланировано на 30 августа, но несколько дней назад президент и генеральный директор «Кино без границ» Сэм Клебанов написал в своем микроблоге в Twitter, что компании отказали в выдаче разрешения на показ фильма Майи Милош.
Вручая сербской дебютантке приз, члены жюри Роттердамского фестиваля, конечно, тоже отметили смелость формы и содержания: «Это энергичный, искренний, честный, откровенный и нарушающий все нормы фильм, где современные средства используются для того, чтобы воссоздать шокирующую картину мира, существующую в головах поколения, записывающего свою жизнь на камеры мобильных телефонов». Ясно, что и в сложившейся ситуации речь не шла о широком прокате. Картины, премированные на мировых кинофестивалях – зачастую экспериментальные и шокирующие, – идут у нас в единичных залах, имеющих, как правило, репутацию киноманских очагов. В своем письме Ивану Демидову Андрей Прошкин, кроме прочего, написал: «Министерство культуры не имело права отказывать фильму в выдаче прокатного удостоверения, но было вправе ограничить по возрасту его зрительскую группу». Действительно, нелепыми кажутся попытки Минкульта оградить от тлетворного влияния смелого кино всех россиян – и школьников, и взрослых, способных воспринимать нестандартное искусство. «Этот запрет – опасная история», – поделился с нами своим ощущением Андрей Прошкин и, кстати, сообщил, что реакции на обращение КиноСоюза пока, естественно, нет. Может, она и последует. Но, честно говоря, в последние месяцы то и дело приходится слышать жалобы коллег – журналистов, кинематографистов – на отсутствие обратной связи с Минкультом. А вопросы есть, равно как и потребность понимать, что происходит в недрах культурного ведомства, каковы установки новых руководителей. Запрет показа фильма «Клип» – неловкий, аляповатый жест. Эдак, пожалуй, могут снять со всех экранов любой фильм, в котором присутствуют Sex & Drugs & Rock-n-Roll.