Отточенность движений. Кристина Кретова и Семен Чудин танцуют «Классическую симфонию» Сергея Прокофьева.
Фото РИА Новости
Именно как фестиваль квалифицировал двухдневную акцию под названием wwb@llet.ru ее организатор и вдохновитель Сергей Филин. По словам худрука Большого балета, труппа «идет в ногу со временем, отсюда – намек на адрес в Интернете». Аналогия же со Всемирной паутиной, где слово «паутина» (worldwide web) заменено словом «балет» (worldwide ballet), обещает, что каждое лето (Филин выразил надежду, что фестиваль станет ежегодным) на сцене Большого театра будет царить всемирный балет в лице тех или иных его выдающихся представителей. Для почина пригласили Балет Сан-Франциско и Балет Монте-Карло, чьи биографии так или иначе связаны с Россией.
Старейшая классическая балетная компания США – Балет Сан-Франциско – основана в 1933 году на базе коллектива под руководством петербуржца, партнера Анны Павловой, солиста дягилевской антрепризы Адольфа Больма. Неразрывную связь с Русскими сезонами ощущает, по собственному признанию, и Жан-Кристоф Майо, худрук Балета Монте-Карло. Именно в этом городе с 1911 года базировался Русский балет Дягилева. В 1930-х здесь родились самые значительные из русских трупп постдягилевской эпохи: Les Ballets russes de Monte-Carlo, Les Ballets de Monte-Carlo, Le Ballet russe de Monte-Carlo. Нынешний Балет Монте-Карло создан в 1985-м по инициативе принцессы Ганноверской и во исполнение пожелания княгини Грейс (американской кинозвезды Грейс Келли).
Американцы включили в фестивальную программу фрагменты из балетов признанных мастеров Кристофера Уилдона, Дэвида Бинтли, Эдварда Льянга и худрука труппы Хельги Томассона. Томассон руководит Балетом Сан-Франциско с 1985 года, а до этого, стипендиат школы Американского балета, солист ведущих трупп, в частности Нью-Йорк сити балле, он славился чистотой линий и благородством манеры. Эти черты по-новому преломились в постановках Томассона. В том числе в одноактном балете «7 для восьми», который также был показан в рамках фестиваля. Хореограф идет за музыкой Баха без натуги, без претензии на глубокомыслие. Получается легко и красиво.
Верховодят в американской труппе балерины. И среди них – две примы. Марию Кочеткову москвичи помнят по проекту «Отражения». Миниатюрная виртуозка блеснула и на этот раз, продемонстрировав в отрывке из балета «Золотой час» и в сцене на балконе из «Ромео и Джульетты» не только внутренний свет и актерский дар, но и то, что балетная техника – не выставка спортивных достижений, а один из самых выразительных элементов художественного языка. Одни только ее стопы расскажут о человеческой душе больше, чем иной роман. Юань Юань Тан мы, к сожалению, увидели впервые. В ее танце не замечаешь ни техники, ни связок, ни отдельных па. Благородной осанки и потрясающих удлиненных линий тело свивается, точно шелковая нить, каким-то природным чутьем улавливая настроение музыки Рахманинова («Симфонические танцы» Эдварда Льянга) или Баха («7 для восьми» Хельги Томассона).
В отличие от Хельги Томассона, стремившегося представить свою труппу в разных ипостасях, Жан-Кристоф Майо предложил выбрать один балет. Сергей Филин выбрал «Дафниса и Хлою». 8 июня 1912 года премьера балета Мориса Равеля в хореографии Михаила Фокина и декорациях Льва Бакста состоялась в парижском театре «Шатле». Так что, пройди фестиваль несколькими днями позже, спектакль мог бы отметить в Москве свое столетие. Не следуя сюжетным перипетиям романа Лонга о любви юных Дафниса и Хлои и сведя число персонажей к четырем, Майо попытался в пластике сказать о зарождении чувственности. В течение академического часа опытная пара наставляет неопытную. Получается наглядно. Особенно у неподражаемой Бернис Коппьетерс, которая, к сожалению, заканчивает свою карьеру и прощается с публикой.
В следующем сезоне в репертуар принимающей стороны войдут две фестивальные премьеры – российская и мировая. Бывший солист ГАБТа, а ныне хореограф Балета Сан-Франциско Юрий Посохов в свое время поставил в Большом театре «Магриттоманию» и «Золушку». Теперь он перенес на московскую сцену свой спектакль 2010 года на музыку Сергея Прокофьева «Классическая симфония» – посвящение выдающемуся педагогу Петру Пестову. Изящная и стильная игра в классику, когда парадоксальные связки и алогичные позы снижают ложный пафос, раскрывая красоту, предполагает остранение и непринужденность, в полной мере подвластные лишь Вячеславу Лопатину.
Одноактный балет Dream of Dream специально для наших артистов поставил Йорма Эло (его балет «Затачивая до остроты» идет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко). Для путаной истории о девушке, по какой-то даже самому автору непонятной причине не способной любить, он выбрал Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Сам о себе говорит: «Люблю соединять разные виды танцев». И точно, тут всего понемножку – от Григоровича до Баланчина, от Алонсо до Макмиллана. Это позволяет нашим артистам выбрать то, что им ближе и привычнее. Удачнее других получилось у Екатерины Шипулиной. Ей очень идет геометрия современного танца. Графичны не только линии ее тела, но и способ существования в пространстве. И в отличие, скажем, от Марии Александровой Шипулина умеет отрешиться от «лебединой» пластики, так часто в исполнении наших балерин нивелирующей любую стилистику.
Все это, однако, частности. Важно другое. Что такое – фестиваль wwb@llet.ru? Очередная имитация активности, основанный на личных связях симпатичный междусобойчик или все-таки свидетельство искренней озабоченности, попытка понять, как живут ведущие труппы мира, как формируют репертуар и сохраняют лицо, чтобы, стремясь во всемирную балетную паутину, не угодить в тенета?