0
1496
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2012 00:00:00

Раскрыто инкогнито

Тэги: музыка, концерт


музыка, концерт В Колонном зале звучала музыка композиторов Латинской Америки.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

7-й фестиваль симфонических оркестров мира движется к кульминации – совсем скоро в Колонном зале Дома союзов выступит коллектив из Хьюстона. А пока идет самая экзотическая и загадочная часть – после музыкантов из Кубы в Москву приехали коллеги из Боготы с национальной музыкой.

Филармонический оркестр Боготы был создан в 1967 году по инициативе некоего сообщества музыкантов, которым, очевидно, не хватало рабочих мест: в Колумбии на тот момент существовал один-единственный симфонический оркестр, да и он был образован в 50-х. Так что искусство академического музицирования – равно как и профессиональное композиторское – в этой стране довольно молодое. Первая программа на фестивале была посвящена музыке преимущественно колумбийских композиторов, а также авторов из соседних стран: Аргентины, Венесуэлы и Мексики. Представитель последней страны – дирижер Энрике Димекке – в настоящее время возглавляет оркестр, у него репутация малериста (то есть признанного исполнителя музыки Густава Малера), отмеченная медалью соответствующего общества, а также пропагандиста музыки латиноамериканских стран. В частности, его «Чакона памяти Чавеса» (известного мексиканского композитора и дирижера) прозвучала в Москве. По сути, это довольно внятная оркестровая обработка Чаконы Генделя, созданная Димекке к памятной дате – столетию Чавеса. Сам же Чавес в 1955 году впервые исполнил «Концертные вариации» аргентинца Альберто Хинастеры – самого известного из всех композиторов в программе; эта пьеса тоже прозвучала в Москве. 11 кратких вариаций предваряла тема, отыгрывающая национальный колорит: лирический и созерцательный, казалось бы, без внутреннего конфликта диалог виолончели и арфы. Правда, бурлеск деревянных и стрелы медных духовых в вариациях добавили колорита в тембровую палитру партитуры и расшатали гладь вступления – заключительные пассажи арфы шли уже, кажется, с контрабасом в шатком, неуверенном верхнем регистре. Кстати, к вопросу о колорите: казалось бы, можно было ожидать от этого концерта буйства танцевальных мелодий, кастаньет, гитары, знойного танго или томной румбы и прочих радостей латиноамериканской музыки. Единственное сочинение, которое отвечало этим представлениям, – заключительный парафраз на темы Лучо Бермудеса «Каламари» Алехандро Тобара. Оркестр на поводу у вкусовщины не пошел и выбрал сочинения, представляющие их авторов как участников мировой музыкальной культуры. В основном они, конечно, работают в неоманере: «Просьба» Адольфо Мехиа Наварро – работа в постклассическом ключе, сюита «Колумбийская земля» Хосе Розо Контрераса – в трепетном романтическом.

Оркестр (а даже для многих профессионалов исполнительское искусство в Колумбии – терра инкогнита) оказался добротным, с хорошим звуком и чистой интонацией, даже отдельные «киксы» у меди не портили общего впечатления. В отношении стиля и владения крупными формами больше покажет вторая программа – с Пятой симфонией Малера (концерт начнется как раз в момент сдачи номера в печать).

Что же касается других концертов фестиваля – осталось, как уже было заявлено выше, самое вкусное: две программы Хьюстонского симфонического оркестра с Моцартом и Брукнером (8 июня), а также Джоном Адамсом (российская премьера симфонии «Атомный доктор») и Шостаковичем. Его Пятую симфонию мы недавно слышали в весьма оригинальной интерпретации Риккардо Мути и Чикагского оркестра, хьюстонцы с Хансом Графон за пультом исполнят Одиннадцатую – ту, что посвящена трагедии 1905 года (9 июня).

А вот российский коллектив, традиционно завершающий фестиваль – на сей раз эта участь выпала оркестру Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, – отличился составлением программы: к Дню России исполнят гимны российских композиторов, известных и не очень. Стихира на праздник Владимирской иконы Богоматери «Вострубите трубою», принадлежащая перу царя Ивана Грозного, откроет концерт, а торжественная увертюра Чайковского «1812 год» завершит. Ну а что в начинке – полюбопытствуйте и сходите в Колонный зал 11 июня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1858
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3856
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2897
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2369

Другие новости