0
2128
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2012 00:00:00

Няня превращается в ласточку, а король – в убийцу

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Идет игра. Сцена из «Шута и короля».
Фото предоставлено пресс-службой театра

В Камерном музыкальном театре имени Покровского еще одна премьера – пятая в этом сезоне. Спектакль «Каприччио в черном и белом» объединил опусы Владимира Кобекина – «Шут и король» и «Счастливый принц», а к постановке готовится еще одна его опера – «Холстомер».

Еще осенью в Камерном музыкальном театре поставили спектакль под общим названием «Голос», в него вошли две монооперы – «Записки сумасшедшего» Буцко и «Человеческий голос» Пуленка, затем вышли премьеры опер, если коротко, о женщинах – «Русская тетрадь» Гаврилина и «Дневник Анны Франк» Фрида. И вот – новая премьера. «Каприччио», под одной обложкой снова две одноактные оперы… здесь, наверное, стоит написать о смерти и любви, но мы напишем о любви и смерти.

Умирает королева – жена короля и возлюбленная шута. В припадках ненависти ко всему живому и, в частности, к шуту, возлюбленному королевы, король на время расстается с короной – и вот тут начинаются жестокие игры за сладость и могущество власти: шут зарезан, король болтается в петле. Кобекин пишет партитуру всего для 13 инструментов, которая держит в напряжении с первых тактов (иногда давая разрядку на призрачную музыку во время появления тени королевы), которая заставляет слушателя пройти вместе с королем все ступени его морального низвержения (хотя падать, надо признаться, было не так уж и высоко): от невыносимости существования в среде (когда он заставляет убить всех собак и усмирить колокола), появления навязчивых мыслей, когда он застревает в одном и том же музыкальном материале, дикой гротескной злобы, когда он в маске шута поет дикую песню с припевом «тра-ла-ла», и, наконец, агонии, бросающей его на двойное убийство. Сцену «масок» – когда король и шут меняются местами – Борислав Молчанов и Роман Шевчук разыгрывают просто здорово, обнажая при заданном сословном неравноправии одинаковый оскал ненависти. Молчанов – по сути, стержень представления, поскольку его персонаж находится на сцене постоянно: партию сжигаемого ненавистью короля отыгрывает потрясающе. Режиссер Денис Азаров (две части «Каприччио» ставят молодые режиссеры) помещает персонажей в клетку, где зловеще зияют красные королевские полотнища, – а где еще им, собственно, быть?

Вторая опера (по Оскару Уайльду, по либретто Алексея Парина) – трогательная притча о любви искренней и жертвенной. Вертихвостка-ласточка (Екатерина Ферзба), подзадержавшись в северных краях, влюбилась в памятник принца (Василий Гафнер). Когда-то ребенком он был обласкан и не знал горя – но рано умер. И сейчас ежедневно он видит несчастья горожан, и сердце его сжимается от жалости. Ласточка не смогла бросить возлюбленного – после того как он отдал людям свои сапфировые глаза. Он же отдал им все – до последнего листочка золота, те же отправляют некрасивую болванку на переплавку. Здесь Кобекин, напротив, пишет прозрачную, на полутонах зарисовку для струнных (с единственным фрагментом у фортепиано – как раз в тот ключевой момент, когда ласточка соглашается выклевать принцу глаза). А режиссер Сергей Терехов решает постановку в виде сказки для двух очаровательных малышей, которую читает папа перед сном, – в виде ласточки они видят свою любимую няню. История с малышами, кажется, осталась недокрученной: можно было поиграть на тему «сон–явь» или выпустить этих малышей в виде ангелов, которые забрали мертвую голову принца и оловянное сердце на небо, в общем, добавить чего-то иррационального (тем более что стилистика Уайльда это вполне допускает), не оставляя сюжет просто сказкой на ночь.

С одной стороны, две эти оперы просто идеально укладываются в концепцию одного спектакля. С другой – «Счастливый принц» идеально претендует на роль детской оперы (не лубочной, с глубокими нравственными темами и в то же время на понятном языке), которых катастрофически не хватает в наших театрах. Только вот «Шута и короля» и взрослому выдержать непросто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1865
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3870
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2910
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2380

Другие новости