Небольшое помещение. Человек скользит по периметру комнаты, следуя за тем, куда направляет его любопытный, внимательный взгляд. «Давайте начинать!» – звучит громкое объявление. Люди осматриваются, как бы удивляясь тому, что так быстро заполнилось пространство.
Выставка начинает свою насыщенную событиями восьмидневную жизнь с вручения наград победителям фотоконкурса, по итогам которого была составлена экспозиция. В проекте участвовали фотографы со всей России, поэтому не все смогли присутствовать на награждении. Большинство победителей (в основном – молодые люди, юноши и девушки) скромно принимают свои призы, и, сливаясь с гостями мероприятия, пускаются по второму кругу, а точнее – квадрату, дальше всматриваться в работы.
Взгляд граждан на свою страну. На этих снимках, кажется, виден не только взгляд, но и лицо, выражение лица, с которым фотограф фиксирует событие. Это – не стихия, не проспекты запруженные безликими фигурами, а детали, глаза, руки – как бы вынесенные на поверхность крупицы необозримого целого. И публике (надо сказать, самой разнообразной), вероятно, именно поэтому есть за что зацепиться: работы рассматривают, перед ними застывают, то тут то там возникают приглушенные, но от того не менее живые споры. С какой-то необъяснимой скрупулёзностью, буквально анатомируя каждый снимок взглядом, в четвертый раз останавливается человек пожилого возраста перед последней работой. На ней -средний план человека в полицейской форме, чьи пальцы туго сжимают толстую железную цепь, по отношению к которой особенно тонко и хрупко выглядят аккуратно вышитые на галстуке курсивом буквы: «Россия». Некая философская мысль фотографий рождается в тех местах, где темы и предмет изображения выходят за рамки протеста как такового. Остается настроение, интонация, и нередко – ирония, которые считываются в общем контексте.
Целую палитру эмоций вызывает серия черно-белых фотографий, открывающих выставку. На них короткими, но очень четкими штрихами рисуется период самой высокой протестной активности российского общества, с февраля прошлого года по март нынешнего (майские события – тема следующей выставки). «От выборов до выборов» – так назвал эти довольно мрачные работы, порой напоминающие сюрреалистические картины, автор, Василий Попов, получивший первое место в номинации «Серия фотографий».
Лучшая работа в номинации «Одиночный снимок» надолго приковывает к себе внимание. «Митинг за честные выборы» Артема Житенева: фигуры на снимке будто пришли сюда из живописи критического реализма. Флаги в руках людей создают тревогу и напряжение, которые ощущаются при просмотре снимков и видеозаписей революции 1917 года.
Здесь искусство ступает на территорию документа – и наоборот. Иногда, окинув взглядом зал, примечаешь, что некоторые гости мероприятия, кажется только что вышли посмотреть на себя со стороны из самих снимков: на их одежде нетрудно прочитать знакомые лозунги, они хмурятся, заострив на чем-то внимание. Трудно найти человека без собеседника, фотографию без высказывания, образ без идеи.