Фото официального сайта Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета
Вроде бы не лето еще, нет того информационного голода, который год назад так удачно "закрыл собою" скандал в Театре на Таганке... Вся театральная общественность переполошена, Александр Калягин вместо того, чтобы готовиться к юбилею и премьере, назначенной на 25 мая, комментирует петербургские новости - он против театральной реформы, которую начал глава петербургского Комитета по культуре и кинорежиссер Дмитрий Месхиев.
А что он, собственно говоря, делает? То, к чему в Москве давно уже все привыкли: с новыми худруками решено заключать контракты на год, если дела складываются и взаимопонимание есть, то следующий контракт - уже на три года.
Желая, видимо, всем добра, Месхиев предложил Юрию Бутусову повышение, с зимы прошлого года он - главный режиссер Театра имени Ленсовета, так Месхиев предложил Бутусову пост худрука, но присовокупил к этому лестному предложению одно деликатное дополнение: ставить Бутусов должен только по месту прописки, то есть на стороне - ни-ни. Нюанс неожиданный, имея в виду, что узы брака - имея в виду территорию театра - давно уже позабыты в пользу свободной любви. Как завещала товарищ Коллонтай, нынче сыграть на стороне - все равно, что стакан воды выпить. Если силы есть, так почему не сыграть в другом театре, в антрепризе, сняться в кино? То же и режиссеры: они, в Москве, например, по контракту должны в течение сезона поставить один спектакль, а если есть такое желание - так, конечно, могут поставить и еще один, и еще - и у себя, и в другом любом театре.
Их примеров достойных уважения - Сергей Женовач, который время от времени ставит в Малом театре, сейчас - продолжает работу у себя в Студии театрального искусства над спектаклем по поэме Ерофеева "Москва - Петушки", а в Малом - репетирует "Скучную историю" Чехова.
Привязать режиссера к одному-единственному театру - затея, обреченная на неудачу. Какие такие деньги может предложить Бутусову петербургский комитет по культуре, чтобы у того не возникло нужды такой работать на стороне? Да и не в одних деньгах дело, - в театре важен и творческий интерес, он всегда выше денег, как отнять у Бутусова возможность поработать с любимыми актерами, с которыми здесь, в Театре Ленсовета вместе они начинали?
Но и Месхиева можно понять: Бутусов главным режиссером в Театре имени Ленсовета трудится с прошлого года, с зимы, то есть - полтора сезона уже. А премьеру очередную выпускает Волкострелов. Это хорошо, конечно, но за почти полтора года сам Бутусов в театре, где он - главный режиссер, не выпустил ничего. Вообще. Ни одного спектакля. Разве можно представить себе Товстоногова, который - пока был в силе - пропустил сезон, и другой? Зачем тогда быть главным режиссером? Не пыткой же заставляли...
А причем здесь Сенин, спросит читатель, не пропустивший заглавия.
И я не пойму. Только в одной из статей уже написали, что к руководству в Театре имени Ленсовета уже выстроилась очередь. Среди тех, кто заглядывается на эту "шапку Мономаха", назвали и Василия Сенина. Он - беспокоится, потому как, говорит, ни сном, ни духом, и не хочет, чтобы его "сталкивали лбами" с Бутусовым. А Театром Ленсовета - совсем не хочет руководить.
Впрочем, новость пятницы - об уже состоявшейся новой встрече Бутусова с Месхиевым, после которой потенциальный худрук отложил до 10 мая свое окончательное решение, вселяет надежду. Ведь сперва Бутусов обещал дать ответ уже 3 мая. Теперь взял неделю еще на раздумья. Раз думает - значит, есть о чем. Скорее всего, о чем-то успели уже поразмыслить и в комитете по культуре северной столицы.