Фото Reuters
23 апреля в Союзе театральных деятелей на Страстном бульваре состоялся круглый стол «Театральная критика и социальные сети». В жарком Синем зале состоялось не мене жаркое обсуждение того, как театру продвигать себя за счет набравших популярность онлайн-сервисов.
Скоростное развитие Интернета привело к тому, что теперь каждый пользователь Сети - сам себе критик, и это, естественно, сказалось и на театре, и на традиционной критике. Павел Руднев, театральный критик (и блогер), поясняя ситуацию с современным положением дел в профессии, сказал, что «театральный критик идет в театральное дело». Вернее, ему приходится, потому что «гонорары сведены к нулю».
Театры же в Сети сталкиваются с рядом вопросов: как привлечь зрителя (особенно им задаются представители провинциальных театров), как вообще молодежи привить интерес к театру, как бороться с отрицательными отзывами, которые могут отпугнуть потенциальных зрителей. Тут не без улыбки Павел Руднев сказал, что «лучше всего в театр завлекут спектакли» - и в зале его поддержали дружные смешки. Однако не все театры могут похвастаться стабильно сильным репертуаром. Да и пользователи Сети еще не до конца научились отделять конструктивную критику от огульной. У большого количества отрицательных отзывов, сдобренных яркими эпитетами, есть и вполне объяснимая причина. «Пост, скандальный и яркий, лучше читается», - констатирует театральный критик и редактор литературной части театра «Эрмитаж» Дмитрий Хованский. Он также отмечает, что «критика в ЖЖ отражается на провинциальных театрах», которые и так испытывают затруднения с привлечением публики (как бы в подтверждение этому перед Хованским выступали представители театров из Рязани и Лысьвы). Впрочем, к отрицательным отзывам в Сети театрам пора привыкать. «Блогеры хотят быть критиками», - говорит создатель портала «Театральные дневники» Василь Ярошевич. А социальные сети учат фильтровать информацию.
Своего рода черту подвел директор РАМТа Владислав Любый. Он назвал строительство театра «бегом на очень длинную дистанцию», который требует много труда и терпения. Поэтому считать, что социальные сети помогут привлечь в театр огромную аудиторию – это утопия. Нужно планомерно создавать социальную группу тех людей, кто ходит в твой театр. И если она растет – то это уже отличный результат. Ведь те, кто сидит в социальных сетях, с удовольствием пойдут на спектакль бесплатно, но вряд ли – за деньги. Об этом, но под другим углом говорилось в начале круглого стола: пользователи пишут, что придут – а до зала доходит только треть тех, кто записывался. И это тоже норма, во всяком случае, если речь о бесплатном посещении театра. Напоследок Павел Руднев призвал не считать социальные сети панацеей.