0
1410
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2012 00:00:00

Румынские акценты русской классики

Тэги: театр, фестиваль


Впервые в Москве проходит международный театральный фестиваль Союза театров Европы (СТЕ). Организатором его проведения выступил Малый театр, недавно ставший членом этого престижного театрального сообщества.
В марте на прославленной сцене показали свои работы Национальные театры Израиля и Северной Греции. Сыгранные ими спектакли образовали своеобразный сценический диптих на еврейскую тему: израильская «Железная дорога в Дамаск» представила социально-политический разворот темы, греческий «Дибук» выявил ее религиозный аспект. В апрельских показах доминировала русская тема: театр «Буландра» (Бухарест) выступил со своими версиями русской классики. Повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» обрела сценическое название «Из записок неизвестного». Чеховский «Иванов» был представлен не в хрестоматийной, а в первой, менее известной, редакции.

Персонажей Достоевского вывел на сцену художественный руководитель театра Александр Дарие. Режиссера не волновали достижения современных технологий. И он не пытался покорить публику постановочными эффектами. В стремлении уловить духовный посыл автора и донести до зрителей внутреннее содержание его произведения, он сделал ставку на живую актерскую игру и на ней сосредоточил основные усилия. Ясный до прозрачности замысел, подробная и точная разработка каждого образа, достоверная и внятная игра актеров, общая культура подлинно ансамблевого исполнения – отличительные черты этого неровного, страдающего утомительными длиннотами, но интересного спектакля.

Обитатели села Степанчикова предстают со сцены весьма разнообразной и живописной группой, спаянной психологически, мировоззренчески, духовно. Все они – члены одной тоталитарной секты, лидером которой в спектакле выступает Фома Опискин (Вирджил Огэшану). Перед ним они преклоняются, его страшатся, к нему взывают, ему выказывают свое благоговение. И делают это столь самозабвенно, что общая картина происходящего на сцене приобретает черты кошмарного гротеска. Это впечатление поддерживается монашескими песнопениями (их «вживую» исполняет вокальная группа ACCOUSTIC) и стертым от времени «церковным» колоритом (декорационное оформление Марии Миу). Обшарпанный, голубовато-серый, сужающийся вдаль коридор барской усадьбы завершается фресковым изображением «Спас на престоле». Двусмысленной и саркастической рифмой к нему выглядит торжественное явление Фомы: его вывозят к подопечным в высоком кресле, обитом красным бархатом, а кажется – царственным пурпуром. А уж когда его во втором акте приветствуют пальмовыми (буквально!) ветвями, то ассоциация с въездом Христа в Иерусалим становится неизбежной.

Принадлежность этого Фомы к многочисленным лжехристам нашего времени несомненна. Когда взбунтовавшийся Ростанев (М. Константин) выкидывает его прочь из своей жизни, волею режиссера Фома вылетает сквозь «фреску» и рвет изображение Спасителя, оказавшееся бумажным.

Ошеломление зрителя довершается едкостью финального разрешения конфликта: лжеспаситель по имени Фома вернулся-таки в усадьбу и отличнейшим способом все устроил: примирил сына с матерью, позволил влюбленным обрести друг друга и благословил три пары на венчание. Но за внешним благополучием финала явственно сквозит тревога румынского режиссера за духовное здоровье современного человека.

Глубокой экзистенциальной тревогой пронизан и спектакль признанного мастера сценической чеховианы Андрея Шербана. Сквозная тема поставленного им «Иванова» – смертная. Ни одно упоминание автора о «костлявой» не прошло мимо его внимания, ни один персонаж не оказался в стороне от нее. Отмечая каждое ее вторжение в действие сменой ритма, звуковым акцентом и переменой света, режиссер поведал со сцены достаточно жесткую историю о жизни, отчаянии и смерти. Он перенес внимания с заглавного героя пьесы на его смертельно больную жену, и именно ее уход из жизни сделал смысловым центром содержания. Его спектакль вполне мог бы носить название «зеленая миля» – та самая, последняя, которая предстоит каждому в конце жизни, ибо человек смертен по определению.

Свою «зеленую милю», отравленную иррациональным страхом, пронизанную атмосферой отчаяния, каждый персонаж спектакля проходит по-своему.

Тоскливый крик совы повторяется вновь и вновь, наводя ужас на умирающую от чахотки Сарру (М. Опришор). Озлобленная нервность доктора Львова (А. Павел), темные полукружия под его глазами намекают, что и он не жилец на этом свете, недалек тот час, когда вслед за своей пациенткой он уйдет из жизни. Лебедев (К. Скрипкару) только «околеванца» и ждет. Его жена Зюзюшка (М. Чьюкур) обликом и пластикой напоминает пританцовывающую смерть. Быстрый, резкий, моторный Боркин (М. Маноле) то и дело хватается за сердце, а к концу спектакля начинает покашливать в белую салфетку: каким-то тайным знанием он знает, что «умрет скоропостижно». Жизнелюбивая и недалекая Бабакина (А Макариа) внезапно падает в обморок. Даже незамысловатый Косых (Р. Амзулеску) – на грани самоубийства: «Дома все хожу да на отдушники поглядываю». Персонажи со вкусом «хоронят» то одного, то другого соседа, а на помолвке присутствуют, как на похоронах: разряженные, но молчаливые и словно в воду опущенные. Вспоминая о «жидовочке» при взгляде на виолончель, подобием надгробной плиты лежащей на авансцене с букетом похоронных цветов, граф Шабельский (В. Ребенгьюк) рыдает. Невидимая для всех является Сарра, бродит меж гостями, смотрит пристально и печально – дело близится к финалу. Точку в этой истории ставит падающий со стула Иванов (Влад Иванов). К его навсегда замолкнувшим устам подносят зеркало, разглядывают отражение, не затуманенные более дыханием жизни, взывают о помощи, их негромкому шепоту вторят остальные: «Доктора, доктора»… Но, как известно, лекарства от смерти не существует: вопрошающие взгляды куда-то вверх, в ожидании чего-то остаются без ответа. Иванов, проживший последний год своей жизни «в виду смерти», ушел навсегда вместе со всеми своими терзаниями, проблемами и вопросами, так и оставшимися неразрешенными.

Оба румынских спектакля, как в зеркале, отражают общее неблагополучие нашей жизни. Их создатели стремятся говорить со зрителем о серьезных и глубоких проблемах человеческого бытия. Не все зрители согласны разделять их тревоги, вопрошания и прозрения, но те, кто откликнулся на зов, по завершении представлений приветствовали румынских артистов нескончаемыми аплодисментами и криками «браво». А это значит, что русско-европейское жюри не ошиблось, включив сценические создания театра «Буландра» в программу фестиваля Союза театров Европы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
833
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
584
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
723
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
744

Другие новости