0
1834
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2012 00:00:00

Время и Стекло

Тэги: премьера, большой театр


премьера, большой театр Милые шалости Штрауса...
Фото Дамира Юсупова (Пресс-служба Большого театра)

Премьера «Кавалера розы» – эта опера ставится в России впервые – обернулась сенсацией. Зрители стали свидетелями того самого случая, когда дублеру выпал шанс, и наутро он проснулся знаменитым. 3 апреля в Большом публика узнала имя дирижера Александра Соловьева, до вчерашнего дня – стажера театра.

Дирижер-постановщик «Кавалера розы» Василий Синайский уже в первом акте уступил пульт младшему коллеге, виной тому стала внезапно поднявшаяся до критической отметки температура, с которой вести премьеру четырехчасового (а получилось, с аплодисментами, почти пятичасового) спектакля опасно для жизни. И для спектакля, конечно, тоже. Подмена прошла практически незаметно – разве в оркестровом звучании появилось больше «мяса» – отчасти вопреки желанию Синайского сделать партитуру по-моцартовски бесплотной, воздушной, изящной. Но так или иначе, мы имеем дело не с Моцартом, а с Рихардом Штраусом, и от опыта автора Саломеи и Электры никуда не денешься. Есть в «Кавалере розы» не только потрясающие вальсы, из которых композитор выхолостил салонность и возвысил до уровня высокого искусства (недаром они венчают симфоническую сюиту, которую композитор написал по мотивам этой оперы и которая, надо сказать, под силу не каждому оркестру), но вместе с духом XVIII века (а композитор вслед за либреттистом Гуго фон Гофмансталем ориентировался как раз на Моцарта и музыку того времени) эта опера принадлежит XX веку, а значит несет опыт XIX – а это и Вагнер да и, собственно, сам Рихард Штраус. В общем, Александр Соловьев свою партию провел просто блестяще, и речь идет о полноценном погружении в музыку, о владении целым, о понимании стиля, об абсолютном контакте с певцами. Что было до сих пор о нем известно? Судя по страничке на сайте Большого, здесь в качестве стажера он работает с прошлого года, преподает и руководит оркестром Гнесинки, был в программе молодых дирижеров НФОР. В конце апреля будет дирижировать «Царской невестой», в июне – «Анютой» Гаврилина и «Набукко»... А годика через два мы посмотрим, работает ли очень простой механизм, когда хорошая карьера начинается с такого старта – оказаться в нужное время в нужном месте.

Другое достоинство этого спектакля касается тоже музыкальной части. Роскошные – по-другому и не скажешь – певицы: немка Мелани Динер (Маршальша), англичанка Анна Стефани (ее юный любовник Октавиан) и россиянка Любовь Петрова (Софи, возлюбленная Октавиана). Когда все трое сходятся в финальном трио, хочется, чтоб гигантская опера не заканчивалась, настолько идеально звучит этот на самом деле сложный (три женских, близких по тиссетуре и тембру голоса все-таки) фрагмент. Браво! Все остальные солисты в первом составе тоже приглашенные, и тоже весьма достойные. Рядом с ними – в ролях второго плана солистки Большого театра, некоторых из них без слез слушать невозможно.

Сюжет буффонный – с традиционными переодеваниями, одурачиваниями и счастливым концом. Одурачивают кузена Маршальши, барона Окса фон Лерхенау (бас Стивен Ричардсон) – кичливого, алчного и растерявшего вместе с приличными манерами остатки нравственности. Он намерен жениться на дочери богача Фаниналя (баритон Томас Аллен) Софи (тому это родство сулит выход в высший свет), Маршальша сватает Октавиана в качестве посланника, готового по традиции передать невесте серебряную розу. Естественно, те влюбляются друг в друга, строят план по расстройству женитьбы, воплощают его. Венчает сюжет благородство Маршальши, готовой ради юного любовника поступиться собственными интересами.

Режиссер Стивен Лоулесс создал для солистов идеальные условия: они преимущественно стоят и поют. Что ж, это немало – быть может, поэтому и удалась вокальная часть на ура. Ключевой момент для режиссера – ария Маршальши о быстротечности и бренности времени. Для художника (Бенуа Дугардин) – Вена. Три акта – путешествие из XVIII века в XX с узнаванием типично венских примет: золотой купол Сецессиона венчает кровать Маршальши, коллекция фарфора в витринах красного дерева украшает гостиную Фаниналя, наконец, Пратер – с чертовым колесом, венскими колбасками и комнатой страха. Фон Лерхенау хотя и меняет камзол на брючки, остается вместе со своей комичной свитой в позапозапрошлом веке, две юные особы, способные порушить каноны брака – кочуют в девятнадцатый, постаревшая Маршальша – прогрессивна во взглядах, как современники Гофмансталя и Штрауса.

А вальсы? Конечно. Лерхенау – на осколках разбитого фарфора из коллекции зятя (тарелки во втором действии били все кому не лень – от слуг до самого отчаявшегося выдать дочку замуж Фаниналя, до сих пор берегшего тарелочки как зеницу ока) – отплясывает с золотым памятником. Иоганну Штраусу, разумеется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1782
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3758
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2814
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2297

Другие новости