В читальном зале библиотеки РАТИ (ГИТИСа) художники Лаборатории Дмитрия Крымова отчитались о недавней поездке группы студентов 5 курса режиссерского факультета мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича с проектом «История: Дидона и Эней» («A Story: Dido and Aeneas») в театральную академию, основанную в 1992 году выдающимся американским режиссером, драматургом и сценографом Робертом Уилсоном, Уотермилл-Центр на Лонг-Айленде, в Америке.
Вера Мартынова, педагог курса режиссерского факультета РАТИ (ГИТИСа) и художник-постановщик спектакля «История: Дидона и Эней», который был поставлен по мотивам оперы Генри Перселла, рассказала, как прошлой осенью студенты 5 курса мастерской Крымова приняли участие в программе «Artist-in-Residence», которая позволила им на 3 недели сменить привычную обстановку и доработать только что родившуюся идею нового спектакля. По словам Мартыновой, все это немного походило на аферу, поскольку из реквизита они не взяли с собой ничего, кроме 7 книг и не были до конца уверены, что конкретно будут делать там, в Америке, со своим замыслом. Но в Уотермилл-Центре все располагает к творчеству. Это исключительное место, куда съезжаются со всех уголков Земного шара. В распоряжении приглашенных актеров, художников - огромное пространство, где они могут воплотить, собственно, и воплощают в жизнь свои самые смелые идеи. Огромная коллекция уникальных экспонатов с Дальнего и Ближнего Востока (и не только) словно подпитывает, заряжает творческие умы и позволяет предположить, что однажды и ваше творение займет достойное место в здешней истории.
«Какой объект из нашей экспозиции вы хотели бы перенести к себе в пространство?» - это стандартный вопрос сотрудников Уотермилла к новоприбывшим. Одному композитору, который также находился здесь на правах гостя, понадобились туфли Марлен Дитрих, видимо, для создания творческого настроения. Желание творящего - закон, и уже в этот же день туфли «белокурой Венеры» немецкого кино стояли на рояле этого музыканта.
Примечательно, что единственной и несколько своеобразной платой за предоставленное пространство и пребывание в Уотермилл-Центре становится презентация проекта, который разрабатывался в его стенах. Причем и тут – полная свобода, поскольку можно было выбрать любую удобную форму: будь то просто рассказ о своем спектакле или проекте, а можно показать и сам спектакль.
После напряженной работы 11 декабря прошлого года в Бруклине сыграли первый вариант спектакля «История: Дидона и Эней», на котором присутствовало около 80 зрителей, включая руководство и сотрудников Уотермилл-Центра. После «работы над ошибками» через неделю спектакль сыграли уже в самом центре.
В конце дискуссии уже сам Дмитрий Крымов рассказал, что основатель театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев планирует создать похожий на Уотермилл проект в Москве, на Поварской. Он тоже хочет приглашать людей из разных стран мира и фиксировать результаты их деятельности в театре и таким образом создать некую библиотеку или коллекцию языков современного театра.
А спектакль «История: Дидона и Эней» («A Story: Dido and Aeneas») теперь сыграют в Москве в начале апреля на Поварской, где когда-то родилась васильевская «Школа драматического искусства».