Жан Дюжарден и Беренис Бежо готовы и к «Оскару».
Кадр из фильма «Артист»
Этой ночью стало наконец известно, сколько из десяти номинаций, в которых фигурирует фильм «Артист», обернется золотыми статуэтками наград Американской киноакадемии. В конце прошлой недели фильм собрал хорошую жатву на 37-й церемонии вручения французской кинопремии «Сезар», она прошла вечером в пятницу под крышей Театра Шатле в самом сердце Парижа.
После торжественной речи президента церемонии, завершившейся долгожданной фразой «37-ю национальную церемонию «Цезарь» объявляю открытой», один из ведущих вечера – французский актер Лоранс Зофит неожиданно обратился к сидящей в зале Кейт Уинслет. Она приехала получить «Сезара» за вклад в мировой кинематограф. В кокетливой манере, так свойственной французам, Зофит признался ей в искренней любви, правда, заметил, что видел только один фильм с ее участием – «Титаник». Присущее французам чувство юмора и дальше разбавляло атмосферу чопорной торжественности. Популярный французский актер Антуан де Кон пригласил на сцену звезд современного французского экрана, в числе которых была и Александра Лами, заявившая, что «Сезар» является для нее ярчайшим событием года, к тому же помимо яркой церемонии зрителю представлены лучшие фильмы современного мирового кинематографа. По уже сложившейся традиции в руках у всех были запечатанные конверты с именами лауреатов в двадцать одной номинации.
«Артист» Мишеля Хазанавичуса, конечно, стал триумфатором (осталась ли на этой планете кинопремия, обошедшая чудесную картину стороной?..). Призовая коллекция франко-американской команды пополнилась «Сезарами» за лучший фильм, режиссуру, саундтрек и декорации, операторскую работу и женскую роль (Беренис Бежо). О новых поступлениях в эту коллекцию приходится все время рассказывать – ибо награды прибывают буквально каждый день. У «Артиста» уже три «Золотых глобуса», семь наград Британской академии кино- и телевизионных искусств (BAFTA) и 10 номинаций на «Оскар», даже если не все они обернутся наградами, на афишах так и останутся эти важные в мире кино номинации. Хазанавичус и его супруга Беренис Бежо стали объектами заинтересованных и восхищенных взглядов не только благодаря полученным шести наградам, но также и благодаря тому, что появились на церемонии «Сезара» в абсолютно идентичных черных парадных мужских костюмах. Получая премию, Бежо заметила, что и номинация стала для нее огромным сюрпризом и подарком, о котором она мечтала уже около 15 лет.
Когда верстался этот номер газеты, церемония вручения наград Американской киноакадемии не была завершена, и о новых победах «Артиста» оставалось только догадываться. Он идет почти ноздря в ноздрю с «Хранителем времени» классика Мартина Скорсезе (у того 11 номинаций), но по резонансу и степени всеобщей приязни явно обгоняет и своего основного конкурента, и всех других. Многими отмечено, что «Артиста» и «Хранителя времени» роднит ностальгическое обращение к прошлому кинематографа. Любопытно, что Мартин Скорсезе снял фильм о пионере кино Жорже Мельесе в 3D, то бишь в формате XXI века, но публика достаточно спокойно реагирует на его картину. А Мишель Хазанавичус возвращает нас в 30-е годы прошлого века, сняв черно-белый немой фильм с музыкой, стилизованной под таперское сопровождение, – и зритель благодарен ему от души.
За «Оскар» сегодня борется и Жан Дюжарден, сыгравший в «Артисте» главную роль. Надо думать, что основную конкуренцию ему составляет проверенный любимец американской киноиндустрии и зрителей всего мира Джордж Клуни, сыгравший обманутого мужа в семейной драме Александра Пейна «Потомки». Обе работы стоят всяческих похвал, но интуиция подсказывает, что в пользу Дюжардена сыграет эффект новизны, неожиданности. Шарм Клуни силен, но уже не раз был оценен, а обаяние француза – новинка и для широкой публики, и для многочисленных американских киноакадемиков. Кстати, статуэтку за лучший иностранный фильм у французов получила семейная драма «Развод Надера и Симин» иранского режиссера Асгара Фархади. Она же – и в списке «Оскара».