Попробуем подвести итоги февраля, не дожидаясь конца месяца. Фильмов в последние недели вышло столько, что хватило бы на полгода. Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», то есть картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино.
1. «Артист», Мишель Хазанавичус
Сценарий – 10
Режиссура – 10
Актерская игра – 10
Картинка – 10
Эмоции: ностальгия по наивному и доброму немому кино.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: потенциальная классика. Немая фильма о том, как в кино пришел звук.
40 очков
2. «Фауст», Александр Сокуров
Сценарий – 10
Режиссура – 9
Актерская игра – 9
Картинка – 10
Эмоции: невозможно не поразиться масштабу замысла, философии картины, но обилие физиологии и тлена на экране чрезмерно; людям впечатлительным и склонным к депрессии это кино лучше не смотреть.
Конъюнктурность: высокая (а как может быть иначе в случае вечного сюжета о купле-продаже души?).
Кратко: заключительная часть сокуровской тетралогии о людях власти трактует положенный в основу шедевр Гете широко. Это история знаменитого торга, перенесенная в век рационализма. Бог потерял позиции, но и дьявол скукожился до смешных размеров – да и такому душу всучить непросто, берет совсем дешево. К образам Гитлера, Ленина и Хирохито прибавился Фауст – суперчеловек, который вырвался из тенет страха божьего и забил камнями Мефистофеля. Теперь над ним нет ничьей власти.
38 очков
3. «Стыд», Стив МакКуин
Сценарий – 8
Режиссура – 9
Актерская игра – 10
Картинка – 9
Эмоции: после «Необратимости» Гаспара Ноэ, «Пианистки» Михаэля Ханеке и картин Катрин Брейя нас трудно шокировать предельно откровенными сценами жесткого секса, но «Стыд» все-таки способен составить им конкуренцию.
Конъюнктурность: средняя
Кратко: интересно «монтируется» с сокуровским «Фаустом». Герой Майкла Фассбендера тоже мечется в экзистенциальной пустоте, не веря ни в ад, ни в рай, а вдобавок пытается утолить нездоровый голод плоти. Но в самом финале, похоже, получает-таки какую-то весточку с самого верха. Стыд ему дается как избавление от наваждения.
36 очков
4. «Дж. Эдгар», Клинт Иствуд
Сценарий – 4
Режиссура – 4
Актерская игра – 7
Картинка – 4
Эмоции: многое вызывает смех, хотя картина явно не задумывалась как комедия.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: байопик о жизни великого и ужасного Эдгара Гувера лихорадочно стремится показать нам, сколь противоречивой личностью был легендарный руководитель ФБР: патриотом, параноиком, трудоголиком, маменькиным сынком┘ И, кстати, гомосексуалистом – об этом Клинт Иствуд не может не сказать, но говорит с такой архаичной стыдливостью, будто на дворе бог весть какой год. Фактов из жизни много, а ответа на вопрос «Какой он был, Гувер?» так и нет.
19 очков
5. «Дом на обочине», Антон Сиверс
Сценарий – 4
Режиссура – 3
Актерская игра – 3
Картинка – 7
Эмоции: не верю!
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: прикинувшийся фильмом сериал. Комфортабельную жизнь престижных поселков наши мастера многосерийного жанра (к коим Сиверс принадлежит) снимать научились, но вот как только доходит до скромного дома на обочине┘ Все наспех, примерно, лишь бы обозначить: там – богатые, тут – бедные. Плачут, кстати, и те и другие – навзрыд, по-сериальному. В киноформат спрессовано серий десять, где, как водится, и катастрофа, и муж в коме, запретная любовь и т.д.
17 очков