0
1654
Газета Культура Интернет-версия

13.02.2012 00:00:00

Устали от философии

Тэги: музыка, фестиваль, моцарт


музыка, фестиваль, моцарт Триумф Марка Андре (он аплодирует дирижеру).
Фото Вольфганга Линбахера

Десятидневный форум, посвященный дню рождения Моцарта, в очередной раз прошел в его родном городе. Среди участников – музыканты мирового уровня: Пьер Булез, Луи Лангре, Айвор Болтон, Раду Лупу, Даниэль Баренбойм, Фазиль Сай, Патриция Копачинская и другие – всего три десятка солистов и дюжина дирижеров плюс два симфонических оркестра и пять камерных. Форум на пороге перемен: должность художественного руководителя переходит от Штефана Паули, определявшего лицо «Недели Моцарта» последних лет, к дирижеру Марку Минковскому, постоянному ее участнику.

Из прощального фестиваля Паули не стал делать выставку лучших достижений последних лет, хотя некоторые среди них безусловно того заслуживали. Важной приметой эпохи Паули стало присутствие на форуме живых классиков, представлявших свои сочинения; в 2008 году – София Губайдулина, затем – Пьер Булез, Дьёрдь Куртаг и Хайнц Холлигер. Афишу нынешней «Недели Моцарта» их музыка бы только украсила, однако Паули не пошел по очевидному пути, пригласив француза Марка Андре – лауреата многочисленных премий, ученика Хельмута Лахенмана.

Как и Лахенман, Андре – мастер «инструментальной конкретной музыки», где различные шумы и звуки достигаются с помощью нетрадиционных методов игры на инструментах. И если иные сочинения Булеза и Холлигера звучали для «Недели» достаточно радикально, это искупалось интерпретаторским талантом и личным обаянием их авторов, умевших встроить собственную музыку в контекст моцартовского фестиваля. Марк Андре в исполнении своих произведений не участвовал, а его устные комментарии с уклоном в философию и религию скорее запутывали публику, в последний вечер потерявшую терпение и освиставшую сочинение Андре.

Маэстро Булез все же присутствовал на фестивале, хотя и только в качестве дирижера; в его программе (см. «НГ» от 02.02.12) встретились Моцарт, Шёнберг и Стравинский. Творчество Шёнберга было объявлено одним из лейтмотивов фестиваля. Первая камерная симфония, представленная в течение одного дня в двух версиях, остается одним из наиболее часто звучащих сочинений Шёнберга, тогда как фестиваль мог стать хорошим поводом для исполнения более редких его опусов. Тем более что в репертуаре того же Булеза по-прежнему почти весь Шёнберг, и отчего бы не сыграть на фестивале, например, Сюиту для септета, с которой Булез скоро едет в большое турне?

Вместо этого опять играли навязшую в зубах «Просветленную ночь»: почти то же, что представлять Моцарта Сороковой симфонией – эти два произведения еще и попали в одну программу! За пультом стоял Давид Афкам – музыкант настолько вялый и нехаризматичный, что непонятно, как он мог выиграть Зальцбургский конкурс молодых дирижеров в 2010 году. В контексте фестиваля последних лет гораздо интереснее могла бы прозвучать интерпретация Робина Тиччиати – как и Афкаму, ему чуть меньше тридцати. Пять лет назад его дирижирование на «Неделе Моцарта» было столь поразительным, что казалось, молодой маэстро сам не понимает, как это у него получается. За годы Тиччиати вполне овладел своим талантом и скоро возглавит Глайндборнский фестиваль – яркий пример того, как растут музыканты, замеченные «Неделей Моцарта» еще на старте.

Симфонии Гайдна, одну из которых представлял тогда Тиччиати, занимали в тот год значительное место в афише фестиваля; со временем их стало меньше, на следующей «Неделе» не будет вообще. Между тем ежегодное исполнение нескольких симфоний Гайдна – один из способов сохранить в программе фестиваля дух эпохи и музыки Моцарта, не повторяя из года в год определенного набора его сочинений. Судя по расписанию «Недели Моцарта – 2013», новое руководство форума к подобному мораторию пока не готово – через год здесь опять будут звучать симфонии «Линцская», Сороковая, «Юпитер», «Пражская», далее везде.

Зальцбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1673
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1873
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1982
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4361

Другие новости