Такая милая богема, впрочем, сегодня уже и не узнаешь в их лицах героев 2000-х и наших дней.
Фото с официального сайта галереи XL
В минувшую пятницу в галерее XL на Винзаводе открылась выставка фотографа Игоря Мухина «Сообщники». Пойти сюда стоит, чтобы посмотреть, каким было лицо отечественного современного искусства в юности, понять его сегодняшнее выражение и просто подивиться тому, как в телефонной будке отражаются «Жигули».
С одной стороны, всячески воспеваемое сегодня советское прошлое – от песенного достояния республики до тортов, испеченных по ГОСТам, – наглядно свидетельствует, что СССР нынче в тренде. С другой стороны, непрекращающиеся в нашей стране лихие 90-е: от поменявших цвет – но не суть – малиновых пиджаков до участившихся митингов и – шире – растущей активности масс – доказывают, что Советский Союз inside тоже актуален.
За последние пару лет перед глазами интересующегося зрителя растянулась ретроспективная лента жизни столичного андеграунда: и хулиганы 80-х, и альтернативная мода до глянца, и вот теперь – раскадровка затрапезной повседневности художественного сообщества тех лет.
В хрестоматийном учебнике по фотографии В.Микулина 1949 года издания читаем: «Советский гражданин имеет множество характерных качеств – оптимизм, жизнерадостность, непримиримость ко всему враждебному, готовность к самопожертвованию, героизм. Портрет может быть решен с подчеркиванием тех или иных качеств». Что Игорь Мухин и делает. В одних автор видит легкость бытия необыкновенную, в других вглядывается в лицо тотальной рефлексии. Персонажам было везде хорошо: ободранные подвалы и расписные залы музеев, захламленные чердаки и барочные интерьеры – и под каждым им кустом был готов и стол, и дом.
Строгость и небрежность – экспозиция, построенная на контрасте. Вот четкий ритм обрамленных в паспарту работ, где по линейке музейной развески выстроились Петлюра, Безукладников, Мамонов, Сорокин. А вот висящие на прищепках работы, как только что напечатанные в темной комнате – десятки фигур, причудливым трехрядным хороводом обнимают уже ушедших Ольгу Лопухову и Александра Слюсарева.
Бытописатель Мухин показывает: на стенах его сообщников висят ковер, Пушкин, Гагарин, Путин и картонка от «Солнца в бокале». Они романтичны – Юрий Альберт гуляет с канонически заткнутым за ухо гусиным пером, Гор Чахал печатает стихотворение на старой пишущей машинке. Они брутальны – автографы раздают на грудях восторженных поклонниц (одна из версий – выведенная лаконичная надпись «сука» на юных персях заинтересованной искусствоведицы). На их выставках изображение проецируемого на стену двуглавого орла искажается на лицах и фигурах, герб тонет в стаканах с вином. Они ездят на зимних электричках, держа в руках свернутую в трубочку программу «Премии Кандинского». Как пишет куратор: «Наша работа не доплывает до уровня массовой культуры (что понятно по умолчанию), но и в ряды мероприятий культуры высокой попадают только в редких, особо масштабных случаях┘» Быть ближе к народу не получается – герои Венечки Ерофеева устало смотрят в окно, в их руках – свернутая в трубочку газета «Советский спорт».
Набившее оскомину клише о том, что фотография есть запечатление ускользающих сиюминутностей из серии «Остановись, мгновение», в формате выставки Мухина осознается отчетливо и бескомпромиссно. Пришедшие на открытие, ныне классики современного искусства: степенные, семейные, умудренные жизнью и опытом – вглядываются в напечатанные лица и не узнают: ни себя, ни своих боевых друзей по сквотам и творческим акциям. Просмотр фотографий похож на детскую игру на внимание «Найди 10 отличий»: вот, например, молодой Пиганов с Меглинской через две фотографии уже бородатый ортодокс с иконами.
Выставка представляет собой солянку из летописных работ о жизни творческой интеллигенции, где можно посмотреть на юных, вдохновенных и неизбежных персонажей современной культурной отечественной действительности, осознать, что жизнь прожить – не поле перейти.