0
1702
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2012 00:00:00

Театр коллективной памяти

Тэги: выставки


выставки Влад Юрашко. Анатолий Собчак. Из совместной с Викторией Шумской серии "Memory Art/ Искусство памяти, 19/91", 2011 75х85. Холст, масло

На выставке «Искусство памяти. 19/91», открывшейся в Малом зале центра Artplay, представлена живопись художников Влада Юрашко и Виктории Шумской. Куратор проекта Валерий Анашвили, главный редактор журнала «Логос», называет 1991 год «точкой деконструкции времен», а художники разворачивают ее в пространстве, которое (не будь этой точки) было бы заполнено станками завода «Манометр», территорию которого теперь занимают всевозможные офисы и арт-бюро, арендующие у центра Artplay помещения.

Подобно Ролану Барту, описавшему мифологии общественного сознания Франции 50-х годов, художники Влад Юрашко и Виктория Шумская составляют визуальный конспект знаков августа 1991 года и того, что можно назвать «до» и «после», а вернее даже – немного «до» и чуть-чуть «во время», где переломная точка – август 91-го. Зритель будто застает художников за перелистыванием газетных подшивок и пересматриванием архивных видеопленок – живописные композиции выхватывают самые памятные моменты: очереди, отсутствие продуктов в магазинах, танки на улицах Москвы, балерины на экране телевизора. Именно телеэкран определяет цветовую палитру работ – серую, местами пожелтевшую, где-то отливающую зеленью теней, неожиданно перекликающуюся с разводами на старом заводском бетонном полу выставочного зала. Работы условно разделены на серии – «Слэш», «Очередь в будущее», «Первая полоса» и собственно «Искусство памяти», но все они, включая единственную абстрактную серию больших масляных полотен «Исчезающий архив», стремятся к одному – максимально объективно восстановить в памяти вытесненный в подсознание акт обретения свободы.

Пространство экспозиции максимально театрализовано: на фронтальной стене, как занавес, за которым готовят сцену к новому политическому «действию», размещено масштабное панно – «Балет. Акт второй». Изящных белоснежных балерин, танцующих «Лебединое озеро» (словосочетание, ставшее синонимом политической неопределенности), зрителю предлагается наблюдать сквозь палки и швабры, торчащие из инсталляции «Баррикада». Объявления гласят, что данная конструкция ни к чему не призывает и ничего не символизирует, и вообще, «эту баррикаду решено было построить здесь еще до того, как народ вышел на Болотную и проспект Сахарова», но именно она осуществляет связь документально зафиксированного прошлого с актуальным контекстом. На втором этаже зала, возвышаясь над происходящим, разместились портреты героев времени – политиков Геннадия Бурбулиса, Анатолия Собчака, Анатолия Чубайса, Егора Гайдара, Галины Старовойтовой, философа Мераба Мемардашвили┘

Художники фиксируют момент крушения советской иллюзорной картины мира, разрыв, слэш, через который потоком фотографий и новостных сюжетов ворвалась реальность – манифестации, баррикады и толпы людей, вышедших на улицу не по указке сверху. Образ идеального государства, представленный возвышенным жанром искусства – балетом, художники сталкивают с массивностью танка, выкатившегося не просто на конкретную улицу отдельно взятой столицы, но в пространство, доселе тщательно оберегаемое, живущее по законам символов и архетипов, – коллективное сознание. Именно оно хранит уже не нужную грядущим поколениям информацию о булочке в рубль 25 копеек и горько усмехается, вспоминая резиновые сапоги, одиноко стоящие среди пустых полок магазина. Выставка «Искусство памяти» – не портрет эпохи, а коллективный портрет свидетелей развала СССР, визуальный анализ нашей общей памяти.

Состояние, которое фиксируют художники Влад Юрашко и Виктория Шумская, сравнимо с работой немца Герхарда Рихтера «Бетти» (1988), где изображена его дочь, оглядывающаяся на что-то, находящееся за пределами видимости картины. Художники «поймали» именно это движение, движение идущих вперед с лицами, обращенными в прошлое. Созерцающим даже отвели уютный уголок – мягкие диваны перед серией работ «ЮБК». Дети на фоне моря, уходящие вдаль аллеи кипарисов, девушка на пляже – откройте фотоальбом, такие фотографии есть у каждого или почти у каждого. Когда это «почти» станет большинством, то вспоминать этот переломный исторический период будет уже некому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1171
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1350
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1468
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3650

Другие новости