Трагический герой – Отар Мегвинетухуцеси.
Фото с официального сайта
МХТ им. А.П.Чехова
На очередном спектакле «Антигона» Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили, в котором восьмидесятилетний Отар Мегвинетухуцеси играет свою звездную роль – Креона, вдруг пришло острое осознание: на сцене – последний грузинский трагик. Еще несколько лет назад Мегвинетухуцеси можно было увидеть и в Москве – в МХТ имени Чехова он играл в «Антигоне», поставленной Темуром Чхеидзе. Однако после военного конфликта спектакль, к сожалению, в Москве не играют.
Когда несколько лет назад у входа в марджановский театр открывали его «звезду» (есть в Грузии такая традиция!), публика ликовала. Только сам артист, казалось, не обнаруживал своего волнения. Необычный разрез огромных серо-голубых глаз, статная, высокая фигура, гордая осанка делали его похожим на античного героя, невозмутимо взирающего на окружающих с высоты своего царственного величия. Михаил Ульянов, покоренный его Отелло, бурно выражал свое восхищение, сравнивая великого трагика с горными вершинами: «Эльбрус, Казбек! Выше того, что ты сейчас сделал, не бывает!»
Всенародную любовь Отару принесла роль благородного разбойника – абрека Даты Туташхиа. А лавры выдающегося трагического актера – царь Эдип, король Лир, Отелло, Креон. Во всех его работах ощущаются эпическая мощь, глубина мысли и чувства. Именно поэтому Отару Мегвинетухуцеси всегда поручали роли масштабные – он сыграл национальных грузинских героев: писателя Илью Чавчавадзе, царя Давида Агмашенебели (Строителя), художника Пиросмани, а в нашумевшей картине «Берега» Мегвинетухуцеси воплотил образ идеального грузина, эдакого Робин Гуда кавказского розлива.
– Отара не раздражает, что его отождествляют прежде всего с Датой Туташхиа? – спрашиваю супругу актера, народную артистку Грузии Гуранду Габуния.
– Что вы! Он гордится этим. После «Даты Туташхиа» он получил огромное количество писем. Помню, как я сидела всю ночь у режиссера картины Гиги Лордкипанидзе и читала эти письма. Мы плакали и смеялись – писем было около тридцати мешков! Помню одно письмо, которое написала тяжелобольная, долгие годы прикованная к постели женщина. Зрительница писала, что когда фильм начали показывать каждый вечер по телевидению, она встала – Дата поднял ее своей силой! Многие умоляли не заканчивать сериал. Дескать, нельзя, чтобы Дата Туташхиа не приходил к нам в дом еще и еще!.. И каждый фантазировал продолжение фильма┘ Однажды получили письмо от министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. Он писал о том, что в течение семи дней, пока шел сериал, в Москве не было ни одного случая ограбления, хулиганства. «Спасибо вам огромное за это!» – благодарил министр.
В юбилейные дни актер, которого сегодня не часто можно увидеть на театральной сцене, поразил своей прекрасной творческой и физической формой. Во время встречи со зрителями он показал монологи практически из всех своих знаменитых ролей, среди них – Сатин, Сирано де Бержерак, Дон Кихот, Король Лир, Илия Чавчавадзе. Продемонстрировал широкий диапазон своих возможностей, сыграв комедийную сцену из спектакля «Провинциальная история» в паре со своей супругой. Часто подчеркивают гражданственность актера – это остро и современно прозвучало в его монологе из давнего спектакля «Страх» Афиногенова.
Особая страница творчества Мегвинетухуцеси – шекспировские образы. «Потрясающий успех был у «Отелло» в Веймаре, где проходил симпозиум, посвященный Шекспиру, – вспоминает Г.Габуния. – Шекспирологи восторженно приняли белого Отелло. После первого действия в зале на несколько секунд воцарилась тишина, буквально взорванная шквалом аплодисментов. А когда спектакль закончился, овации не смолкали в течение пятнадцати минут. Помню, как наш завпост смотрел на часы, и по его лицу текли слезы». Столь же благодарной к таланту актера была российская публика, высоко оценившая его Креона в спектакле МХТ имени А.Чехова «Антигона».
– Гуранда, с кем из российских деятелей культуры Отар дружил, дружит?
– С Олегом Табаковым, Станиславом Любшиным, Михаилом Ульяновым. Когда Отар сыграл Дату Туташхиа, ему подарили около двадцати бурок. Я их все раздарила. Одну отдала Михаилу Ульянову. Из Москвы он нам позвонил: «Благодаря вам в этот мороз я накинул бурку и отправился, как маршал Жуков, домой!» Жена Ульянова Алла Парфаньяк рассказывала нам: «Он этой буркой укрывается, когда днем ложится спать!» Он очень любил Отара, и это было взаимно┘ Мы очень подружились с Иннокентием Смоктуновским. Вспоминаю такой случай. Отар и Кеша должны были пройти пробу для съемок в одной картине. Отар пришел раньше Кеши, сделал пробный грим, и тут к нему подходит ассистент режиссера и начинает говорить странные вещи: «Почему вас пробуют? Все удивлены! У нас что, нет своих актеров?»┘ Возмущенный Отар снял грим, костюм, переоделся и сказал: «Моей ноги здесь больше не будет!» Ушел. Тут появился Кеша. Надел костюм, сделал грим и поинтересовался у съемочной группы: «А где Отар?» «Отар сказал, что его ноги здесь больше не будет!» – рассказали ему. «Как странно! – удивился Смоктуновский. – На Отара совсем не похоже. Не мог этот человек поступить таким образом без серьезных причин!» Снял грим, костюм и сказал: «Моей ноги здесь тоже не будет!»
После спектакля «Антигона» Отара Мегвинетухуцеси приветствовали коллеги из других театров. Все желали актеру крепкого здоровья и творческого долголетия. Мегвинетухуцеси поздравили Александр Калягин, Олег Табаков, Никита Михалков, Алексей Бартошевич.
Тбилиси