Теплые варежки для камней и камешков.
Фото с сайта www.mishmash.ru
В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка арт-группы МИШМАШ – SEE YOU («увидимся» или «я тебя вижу»). Сфера интересов художников Михаила Лейкина и Марии Сумниной довольно широка – от дизайна до перформанса, но если выделять какой-то главный вектор их работ, то, конечно, это перформативность. Вспомнить хотя бы их Венеру из мыла («Перерождение Венеры»), выставленную в туалете ЦПКиО им. Горького этой осенью в рамках выставки «Нужное искусство».
Предложив зрителю буквально прикоснуться к образцу классического искусства, художники не предполагали, что экземпляр из женской уборной разобьют, а мыльную скульптуру из мужского разрисуют неприличными надписями. Вовлекая зрителя в диалог, группа МИШМАШ переворачивает привычную ситуацию зритель – наблюдатель, превращая посетителя выставки в объект исследования. Таким образом, произведение искусства становится памятником зрителю, а не наоборот. На выставке в ММАМе показаны две инсталляции, представляющие вроде бы один и то же материал – камень, но в работе «Сад камней» муляж выглядит как подлинник, а в инсталляции «Будь мягче» настоящие камни превращаются в декоративный элемент.
Визуализируя дзен-буддистскую мудрость о том, что увидеть все камни в саду может только достигший просветления, художники выстраивают свой «Сад камней» из искусственных глыб, инкрустированных мигающими автомобильными фарами. Пока зритель размышляет о столкновении рукотворной реальности технического прогресса с вечностью каменной структуры, его незаметным образом включают в саму работу, проецируя на стену видео, снятое камерой слежения. Фары-глаза оказываются видящими и напоминают работы американца Тони Оуслера, чьи видеообъекты всегда подсматривают за публикой.
Инсталляция «Будь мягче» в России показывается впервые, и со времени ее демонстрации на выставке Russian Dreams в Майами в 2008 году она успела изрядно «подрасти». Панно из 10 ящиков превратилось в огромный пейзаж, занимающий всю стену. Три ряда, символически представляющие небо, растительность и землю, составляют двойственную природу мироздания – «устойчивого или шаткого, вечного или тленного». Текст на стене справа – к прочтению обязателен, без него не почувствовать полноты дуалистической гармонии работы. Сами ящики – это коллекция бережно разложенных по ячейкам камней, одетых в вязанные мешочки разных оттенков голубого, зеленого и коричневого. Это полиграфическое разнообразие цвета составляет картину мира, которая никак не может принять решение – быть ли ей твердой? быть ли ей мягкой? Но и в этой концептуально идеальной работе есть небольшой секрет – в нижнем ряду ящиков (потрудитесь найти его сами) прячется затейливый реди-мейд – камень-сувенир, привезенный с Крымского побережья. Он скрывает свое происхождение: из вязанного мешочка характерный вид на море, открывающийся с роскошной балюстрады, показывается лишь наполовину, а название города и вовсе не видно, но тиражная в обычной ситуации вещь, помещенная в несвойственный ей контекст, вдруг обретает уникальность и личные качества.
Художники группы МИШМАШ вслед за героем новеллы «Поручение, или О наблюдении наблюдателя за наблюдателями» Фридриха Дюрренмата напоминают о главном свойстве нашей эпохи – «каждый чувствует, что наблюдаем каждым, и сам наблюдает за каждым». Человек наблюдает за государством и природой, государство – за человеком и другими государствами. Все этому противятся, но бунтует каждый по-своему. Художники не предлагают выхода из ситуации, а встраиваются в цепную реакцию, создавая своеобразный театр, главное в котором – коммуникационный ряд. Результатом взаимодействия никак не связанных прежде людей станет следующая работа группы – продолжение проекта «Геопсихоизометрическая экспертиза города». Вслед за Екатеринбургом этой процедуре подвергнется Москва, а итог в феврале следующего года покажет Открытая галерея. Художники взяли фотографии знакомого итальянца Джакомо, запечатлевшего странности архитектурной среды Москвы, и на их композиционной основе сделали геометрические абстракции из строительных материалов, превратив городские идиомы в знаки. Следующий смысловой поворот доверено осуществить работнику галереи – молдаванину Октавиану, который даже не получит инструкции по развеске. Так что в финале художники уравняются с простыми зрителями, а публика окажется вовлеченной в очередной эксперимент: итальянец и молдаванин устроят на вернисаже перформанс, в ходе которого будут пытаться понять друг друга, разговаривая каждый на своем языке.