0
1776
Газета Культура Интернет-версия

21.12.2011 00:00:00

Встреча с Бетховеном

Тэги: музыка, фестиваль, бетховен


Фестиваль «Арт-ноябрь» существует уже 18 лет. Начинался он, как это обычно бывает, с нескольких камерных концертов в крохотном Зеркальном зале Института искусствознания в Козицком переулке. Но художественный руководитель фестиваля – пианистка Наталья Рубинштейн, солистка московского ансамбля «Брамс-трио» – сразу же задала серьезную художественную планку, привлекая выдающихся музыкантов и предоставляя площадку новым интересным именам.

За эти годы проект претерпел значительную эволюцию, стал международным, перешел к масштабным серьезным акциям в залах Дома музыки и Московской консерватории. В прошлом году ярким событием стал «Стейнвей-парад» в Светлановском зале ММДМ, где 10 пианистов на пяти роялях исполнили много интересных ансамблей, а завершили концерт впечатляющей транскрипцией «Оды к радости» Бетховена.

В этом году Наталья Рубинштейн провела в Камерном зале ММДМ «Бах-марафон». С 11 утра и до самого вечера исполнялись все инструментальные концерты Баха – клавирные, скрипичные. Вывешенная на сайте программа напоминала расписание конкурсных прослушиваний: с 11 до 12 утра – Андрей Коробейников, далее – Ловро Погорелич, Алексей Володин, фортепианный дуэт Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский, скрипачи, флейтисты, гобоисты из России, Норвегии, Швейцарии, США┘ Для эстетов особенно интересно было сравнить оригинальный вариант Тройного клавирного концерта до мажор в исполнении международной команды в составе Франсуа-Фридерика Ги (Франция), Александра Гиндина (Россия) и Кристофера Тейлора (США), с версией для трех скрипок, где солировали Никитая Борисоглебский, Илья Грингольц и Николай Саченко. Выдержать этот марафон пришлось Камерному оркестру Московской консерватории во главе с Феликсом Коробовым. Но кураж перевесил усталость, поскольку музицировать с солистами такого экстра-класса – и честь, и удовольствие.

Второй линией «Арт-ноября»-2011 стала музыка Бетховена и, прежде всего, его фортепианные сонаты. Рубинштейн удалось воплотить амбициознейшую идею – исполнение за фестивальный месяц всех 32 сонат, а заодно еще и 10 скрипичных, валторновую, 5 виолончельных – в общей сложности 50 сонат! Состав участников бетховенской фортепианной эпопеи оказался очень разный и смог удовлетворить вкусы самой разной публики. Тут и молодые лауреаты, такие как Юрий Фаворин, Андрей Гугнин и Павел Колесников, и харизматичные Андрей Коробейников и Петр Лаул┘ Было интересно сравнить взгляд на бетховенское наследие представителей разных школ, и многое для размышлений и сопоставлений дали программы Александра Бондурянского и Франсуа-Фридерика Ги, весьма известного французского пианиста, в настоящее время осуществляющего запись всех сонат Бетховена. Выступление в Камерном зале с четырьмя сонатами оказалось официальным российским дебютом артиста, который потом признался, как волнительно для него играть на родине таких великих пианистов, как Антон Рубинштейн, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс. Бетховен для Франсуа Ги – это колосс, титан, и это ощущается в каждой ноте. Хотя были сыграны опусы разных лет, в том числе и «легкая» соната №25, и поздняя соната №30, но всякий раз пианист стремился к поискам самых потаенных смыслов, созданию глубоких и монументальных концепций, даже там, где сам композитор, быть может, этого и не предполагал.

В Малом зале консерватории профессор, народный артист России Александр Бондурянский сыграл четыре сонаты, выстроив драматургию вечера от популярной «Авроры» (№21) к сонате №1, наполненной героическими порывами, затем поздняя соната-сфинкс №31 с ее монументальными фугато и пронизанными неземной красотой печальными адажио. Наконец, публика, затаив дыхание, ждала знаменитой «Лунной» сонаты (№14). Надежды на художественное откровение оказались оправданы: удивительно трогательно, искренне и романтично, не стесняясь эмоций, но и не переходя грань хорошего вкуса, Бондурянский «рассказал» вечную историю о жизни и смерти. Каждый в зале смог прочувствовать и пережить что-то свое, очень личное и понятное за время звучания этой великой музыки, и в этих переживаниях, наверное, и был главный смысл этой встречи с Бетховеном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
501
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
506
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
634
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
425

Другие новости