Танцовщицы Ла Скала на пресс-конференции перед вечерним спектаклем.
Фото РИА Новости
Что там наша «Спящая красавица», превратившаяся недавно из трехактной в двухактную! Истинные радикалы трудятся в Ла Скала. Созданный в 1881 году композитором Ромуальдо Маренко и хореографом Луиджи Манцотти их самый знаменитый, признанный национальным достоянием Италии балет «Эксельсиор» состоял из шести действий. Представленный в рамках нынешних московских гастролей Ла Скала «Эксельсиор» образца ХХ века сокращен втрое.
Когда, разочаровавшись в идеалах романтизма, человечество кинулось в объятия позитивистских идей, это ощутили даже на балетной сцене. На смену эфемерным виллисам и крылатым сильфидам пришли новые герои, обеими ногами стоявшие на земле. В то время как научные журналы наперебой утверждали приоритет эмпирического знания, а Чезаре Ломброзо закладывал основы позитивистской школы криминологии, миланский мим и балетмейстер Луиджи Манцотти выдал собственную версию победы Света над тьмой Обскурантизма. Именно они, Свет и Обскурантизм, стали главными героями грандиозной феерии «Эксельсиор» (в переводе с латыни – «устремленный ввысь»). Несколько сот солистов и статистов. Тысячи многокрасочных костюмов. Сценические превращения, призванные, по словам Манцотти, показать «чудеснейшие открытия и величайшие творения» XIX века: паровой двигатель (настоящий дым из труб), электричество (устрашающие молнии разрядов и веселые огоньки фонариков), телеграф (прелестные телеграфистки и, похоже, даже танцующие телеграммы). Пароходы, локомотивы, аэропланы. Суэцкий канал и тоннель в Альпах. В финале – триумф Человеческого Гения и единение наций. А еще живые слоны, верблюды, лошади. И, конечно же, танцы: немногочисленные соло, но главное – впечатляющие тутти. Это было так слаженно, эффектно и весело, что сыграло не последнюю роль в становлении искусства мюзик-холла и всевозможных шоу герлз.
Выдержав сотню с лишним представлений, поколесив по свету, спектакль сошел со сцены. В 1967-м его возродили для флорентийского фестиваля «Музыкальный май», а в 1974-м национальную балетную святыню вернули в Ла Скала, но уже в двухактной версии. Причина не только в том, что шесть актов современной публике не высидеть. От подлинника Манцотти история сохранила миф, но не хореографический текст. Современные авторы (хореограф Уго Делль’Ара, режиссер Филиппо Кривелли, сценограф Джулио Кольтеллаччи и композитор-аранжировщик Фьоренцо Карпи) за невозможностью следовать букве стремились возродить хотя бы дух легендарного «Эксельсиора». Это им на удивление удалось: едва заметная ирония и дурачком себя почувствовать не дает, и веру в человечество не добивает.
А иронизировать есть над чем. Как и 100 лет назад, Прогресс вновь воюет с Регрессом. Рядом с ними, воодушевленно канканируя в незатейливых ритмах Маренко, за мир борются Цивилизация, Изобретение, Слава, Согласие и прочие аллегорические персонажи. Странно, что среди действующих лиц не оказалось его величества Эксперимента. Впрочем, в 11 картинах зритель во всех мимических подробностях имеет возможность наблюдать, как в творческих муках достигают научных высот Дени Папен, Роберт Фултон, Александр Вольта. Как горняки закладывают мину и, на радость братающимся французам и итальянцам, взрывают альпийскую скальную породу. Научная мысль поднимается в небесную высь, опускается в глубины земные. Как ни гремит нарисованными на черном трико костями Обскурантизм, ему не загасить Свет разума. Тьма рассеялась, «радость ликования объединяет Науку, Прогресс, Братство и Любовь», а заодно знаменосцев с двунадесятью государственными флагами и деток (их одолжила миланской труппе Московская академия хореографии) с табличками «МИР». Все они «радуются настоящему и грядущему». Счастливые люди жили в эпоху позитивизма┘
Можно спорить о недостатках или достижениях труппы под руководством бывшего главы балета Мариинского театра Махара Вазиева. Важнее другое. «Эксельсиор» – эндемик Ла Скала вроде «Красного женского батальона» у китайцев. Этим и ценен. Его нужно сохранять в репертуаре и возить на гастроли. К тому же «историческое, аллегорическое, фантастическое действо» с его незамутненной наивностью очень к лицу предновогодью. Как и «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина – второй спектакль гастрольной афиши балета Ла Скала. Этим представлением (первым из трех намеченных) на обновленной основной сцене Большого театра 20 декабря торжественно завершится Год Италии в России.