Это по-прежнему театр Килиана.
Фото с официального сайта театра
Показав за несколько месяцев 25 спектаклей и собрав 24 тысячи зрителей, организованный Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко фестиваль DanceInversion завершился на высокой, хоть и не пафосной ноте – гастролями Нидерландского театра танца. Знатоков не мог смутить тот факт, что в Москву приехал не основной состав знаменитого театра из Гааги, а NDT II. Команду юниоров в возрасте от 17 до 21 года в 1978-м придумал Иржи Килиан. Строго отобранные среди сотен приехавших со всего света и смолоду выученные по «гаагскому счету», в 22, пройдя еще один жесткий отбор, некоторые из них пополняют основной состав лучшей на планете труппы постклассического танца.
В гастрольную программу вошли три одноактовки: опус № 100 Иржи Килиана «Боги и собаки»/Gods and Dogs (2008), созданный к 50-летию NDT балет Пола Лайтфута и Соль Леон «Студия 2» (2009) и не приуроченные ни к какой круглой дате «Кактусы» Александра Экмана (2010). Надежда NDT, 27-летний швед Экман и автор звучащего в записи текста Спенсер Теберг в ритмичной безделице для 16 юных виртуозов на заводную музычку Бетховена, Гайдна и Шуберта призывают не грузить себя и окружающих поисками смысла там, где его нет. Что ж, миссия легко выполнима. Поговорим о других героях вечера.
Англичанин Пол Лайтфут и испанка Соль Леон с середины 80-х танцевали в NDT II, затем в основной труппе NDT I, позже начали ставить вдвоем, за 22 года создав для родного коллектива 45 балетов. Студия 2 – один из репетиционных залов в здании NDT. «Студия 2» на музыку Арво Пярта – нутро, изнанка театра. И не только театра. Серый покатый пол и зеркало, от которого ничего не скроешь. Ни в театре, ни в самом себе. Хореографы отлично знают, как сильно воздействие замедленных ломаных движений, как выразительны позы со смещенным центром тяжести, предельно напряженные икры, разодранные в немом экспрессионистском крике рты. Многочисленные первоэлементы профессионально подобраны и ловко притерты друг к другу.
И все это внезапно перестает иметь какое-либо значение, когда на сцене «Боги и собаки». В балете на музыку Бетховена и Дирка Хаубриха Килиан, как всегда, трагичен и, как всегда, игрив. Что там бездны души, высоты философий, изощренные трактовки и пра-смыслы, если есть эти 24 минуты упоительной красоты и ясности несказанного. Когда удается увидеть нечто подобное, то (по Килиановой шкале) чуть отдаляешься от «собак» и чуть приближаешься к Богу.
В таком соседстве особенно очевидно, до какой степени верны своему учителю Лайтфут и Леон. Но его балет – поэзия, а их – концепция. Он – дышит, они – конструируют. Конструируют, впрочем, отменно. Но из им же, учителем, рожденных первоэлементов, правда, в куда более скромном ассортименте. Это ни плохо, ни хорошо. Это реальность. И с этой реальностью придется считаться.
Для всего мира NDT – по-прежнему театр Килиана, хотя хореограф не руководит им уже больше десяти лет. Мастеру весной – 65. Судя по увиденному, с ярмарки ему еще не скоро. И все же┘ Счастье, когда является гений. Беда, когда его эпоха подходит к концу. Беда не для гения – он остается в истории, а для тех, кто идет следом, – они могут в историю влипнуть.
На предварявшей гастроли пресс-конференции Пола Лайтфута поздравляли с новой должностью: в сентябре бывший танцовщик и резидент-хореограф прославленного театра стал его арт-директором. Он возглавил труппу в сложный момент – между эпохой Килиана и неизвестностью. И принял жестокое, но, вероятно, единственно правильное решение. Грядут перемены. Кумира из Иржи Килиана не сотворят. Труппа будет развиваться в разных направлениях. Возможна даже смена названия.
Спонтанная реакция на такую новость – негодование. На святое посягают! Но следующий Килиан родится не скоро, а жить дальше надо.
Вторая новость от Пола Лайтфута оказалась хорошей. 2012-й – Год Голландии в России. NDT обещает сюрпризы.