Итальянец Иван Феделе представит сочинение на российскую тему.
Фото с официального сайта фестиваля
11 мировых и 17 российских премьер: цифры говорят сами за себя. Перспектива близкая – собственно возможность услышать эту музыку, далекая – оценить, что она предлагает, ибо будущее музыкального искусства – за ними, композиторами, которые творят сегодня, здесь и сейчас. Вот и тема «Московского форума», в этом году – российско-итальянского, звучит: «Искусство перспективы».
Пожалуй, самое ценное этого фестиваля в том, что здесь исполняют музыку молодых композиторов. Художественный руководитель форума Владимир Тарнопольский даже концерт-открытие отдает им. Так что первая – с сочинениями (уже) классиков Сальваторе Шаррино, Эдисона Денисова и Франко Донати – вопреки задуманному (а может, согласно) затушевывается. Три сочинения 2011 года. Re-mix Олега Пайбердина, где две виолончелистки, сидящие друг напротив друга и замыкающие с двух сторон полукруг рассадки музыкантов, с драйвом выдают немыслимую звуковую палитру – от скрежетов до имитации разгоняющегося мотоцикла, ансамбль – реагирует: где изумленно, где возмущенно. Другое название сочинения – «Постскриптум» – автор делит на три слова: «пост» (то, что осталось) – отсюда фрагментарность фактуры, «скрип», «тум» – предполагается, что это удары. 25-летний выпускник Московской консерватории Александр Хубеев в своей пьесе Intonarumori отталкивается от идей футуристического манифеста Луиджи Руссоло «Искусство шумов» – только делает это как композитор, живущий столетием позже, чем вышел в свет трактат: заставляет «шумы» – то есть инструменты, предназначенные больше для тембровых эффектов, – интонировать, инструменты же «поющие» – работать на вертикаль. Делает это, кстати, потрясающе виртуозно. Сочинение итальянского коллеги Рафаэле Гримальди Studio Cubico решает вопросы хаоса. Было бы логично предположить, что ответом на хаос должен быть порядок, но в этой пьесе это скорее замирание, средоточие на внутреннем: на довольно агрессивную тематическую сферу отвечает отстраненное звучание ансамбля, ускользающая инструментальная ткань, организуемая пульсацией у фортепиано.
Фестиваль – это не только концерты, это, по сути, лаборатория: музыканты итальянских ансамблей Alter ego и Xenia будут давать мастер-классы для исполнителей, Иван Феделе – номер один сегодняшней итальянской музыки – приедет не только с мастер-классом, но и собственным сочинением «Действия» для баяна и струнного квартета, написанным по заказу фестиваля. Этот заказ продолжает (или перекрещивается) с другим проектом Центра современной музыки Московской консерватории – «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев», где последние пишут композиции, вдохновляясь темой, связанной с Россией, первые – наоборот, посвящают опусы заданной стране Евросоюза. Италии посвятил свое сочинение композитор Юрий Воронцов (Buffatore для ансамбля). Оба прозвучат на закрытии «Московского форума» (14 декабря в Рахманиновском зале консерватории).