Если просто перечислить все официальные титулы, накопленные Андреем Борисовым за 60 лет жизни – министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутии), народный артист России, заслуженный деятель искусств России и Якутии, лауреат Государственных премий СССР и РФ, первый ректор созданного им Арктического института искусств и культуры, профессор, народный депутат СССР двенадцатого созыва 1989-91 гг., академик Академии Духовности республики Саха - то без особых комментариев станет ясно, что человек он весьма незаурядный. И это чистая правда.
Наверное, трудно было в середине 70-х представить выпускнику якутской студии Щепкинского училища, по мнению преподавателей, не блещущего актерскими талантами, столь фантастическую карьеру. А может, и наоборот. Однокурсники Борисова вспоминают, как клокотала в нем странная энергия. Студенческие неудачи, жалкие выходы в массовке якутского театра после возвращения домой, как и настигшая вскоре армейская служба, только отчетливей проявили желание Борисова стать режиссером. В 1982 году он окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс А.А.Гончарова) и сразу же дипломный спектакль «Желанный голубой берег мой» сделал Андрея Борисова знаменитым на весь Советский Союз.
«Берегу» исполнилось тридцать лет, но он по-прежнему, пусть и с новым составом, идет на сцене Саха театра. И теперь высоко над партером, над зрительскими головами взлетает легкая лодочка, а сценический мир, придуманный обманчиво просто, вмещает в себя все то, что никогда в человеческой жизни не утратит подлинности – море, землю, ветер, жизнь, смерть, любовь. Что бы ни ставил Борисов – Ойунского, Айтматова, Чехова, Брехта или Шекспира, как бы ни менялись темы его спектаклей, неизменным всегда оставалось одно: все его сценические персонажи не просто вписаны в жизненный круг, но достраивают его своими судьбами.
Борисов и сам оказался из этой породы. Он вывел якутский театр на другой, уже режиссерский уровень развития, собрал воедино мощную труппу, протагонистом которой стала его жена, грандиозная актриса и этно-рок певица Степанида Борисова. Именно он нашел великолепного русского художника Геннадия Сотникова, который с первой же их совместной работы - спектакля «Желанный голубой берег мой» - объякутился совершенно, и до сих пор никто на якутской сцене не превзошел его в создании овеществленной национальной картины мира. Борисов вместо традиционно скучного дал новое имя труппе, и его Саха театр объездил с его же спектаклями все континенты. Но и этого Борисову оказалось мало.
Знаменитый театр дома, в Якутске безнадежно ютился в разрушающемся здании православного собора. Борисов рассказывал мне, что, когда в 1990 году ему предложили пост министра культуры республики, он согласился только ради того, чтобы построить Саха театру новое здание – и построил, но министром остался. Десять лет спустя, в 2000 Борисов основал Арктический институт искусства и культуры, стал первым его ректором. Театр и институт стоят рядом на одной из главных площадей города возле огромного памятника великому якутскому мыслителю Платону Ойунскому, возведенному тоже при Борисове-министре. Я думаю, он много хорошего сделал для своего народа. А теперь бредит идеей создания особого театра Олонхо, способного дать новую сценическую жизнь героическому эпосу народа Саха в соединении фольклора, ритуалов и шаманских таинств.
А между тем Андрей Борисов – убежденный евразиец. В 2009 году он дебютировал как кинорежиссер картиной "Тайна Чингис Хана", где великий и для всякого европейца, без сомнения, устрашающий полководец предстал борцом за справедливость и рыцарственным объединителем евразийских пространств. Борисов собрал поистине интернациональную команду, потому что кроме тувинцев, якутов, бурятов, калмыков, алтайцев, хакасов, башкир и татар в фильме играли еще и актеры из Казахстана, Монголии, Франции, Германии и США.
Своими глазами я видела, как на международном театральном фестивале «Желанный берег» в Улан-Удэ, где Борисов одновременно еще и снимал своего «Чингис Хана», он вышел к фестивальному народу и сказал, что завтра ему нужны актеры для эпизода небесного курултая - собрания богатырей. Зал восторженно взревел. И на следующий день Борисов получил грандиозную массовку из 800 актеров-профессионалов. Фестивальная легенда гласит, что четырем костюмов не хватило, потому что их место заняли тайно пробравшиеся туда актрисы.
Наверняка Андрей Борисов не ангел, что было бы противоестественно. Но он невероятно талантлив, деятелен и успешен. Он – прирожденный лидер. Только такие мощные личности и способны прокладывать дорогу вперед для своего народа.