Благодарные слушатели – музыкантам из Венеции.
Фото предоставлено организатором фестиваля
В Санкт-Петербурге прошел Второй фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира». В его концертах был представлен едва ли не весь спектр ансамблей и музыкальных жанров.
Этот, к слову, масштабный фестиваль проводит Санкт-Петербургское филармоническое общество – с подобным названием обычно ассоциируются бабушки с буклями, но в данном конкретном случае, как выяснилось, эти представления верны лишь отчасти. Общество на самом деле старинное – оно существует с начала XIX века, с перерывом на известные 75 лет, его задачей было (и остается) привить общественности если не любовь, то хотя бы интерес к академической музыке. Первым почетным членом его был Йозеф Гайдн, сегодня это, например, Василий Синайский и Ирина Богачева. Деятельность общества отнюдь не ограничивается проведением пары концертов в год – оно издает книги, организует конкурсы (среди них композиторский – имени Андрея Петрова, в прошлом директора общества) и фестивали, до недавнего времени, пока не отпал спонсор, помогало талантливой молодежи; среди стипендиатов – хорошо известные Мирослав Култышев и Александр Лубянцев.
Фестиваль «Серебряная лира» – проект амбициозный, с претензией. Стоит взглянуть только на программу: с одной стороны, вроде бы случайный набор по принципу «главное – хороший камерный ансамбль, а там – с кем договоримся», с другой – из этого случайного набора может сложиться концепция. Исполнители – от дуэта до камерного оркестра, репертуар – от Вивальди до ныне живущих композиторов, география – от местных любимцев (вроде уже названного Мирослава Култышева, он выступил в дуэте с победительницей предпоследнего Конкурса имени Чайковского скрипачкой Маюки Камио) до известных западных имен.
Открытие (вместительный камерный зал филармонии трещит по швам, в зале – Леонид Десятников, Алексей Гориболь, консерваторская профессура и ведущие критики) – гвоздь программы: Венецианский барочный оркестр и певица Ромина Бассо. Дело даже не в статусе этого коллектива (точнее ансамбля – в Санкт-Петербург приехал малый состав, куда входят ведущие музыканты оркестра), а в том, что слушателю выпал редкий шанс услышать тот самый аутентичный стиль, только не в (зачастую) жалком воспроизведении местных коллективов, а, можно сказать, из первых рук (ибо интерес к воспроизведениям старинных партитур в исторической манере появился именно на Западе). А именно – что такое изысканные и смелые клавесинные импровизации, лютнист – словно ближайший родственник рок-музыканта, струнные с естественным, не вызывающим желания зажать уши звуком, и необыкновенная манера пения, словно бестелесным, без «мяса» голосом с завораживающим тембром.
Интересную программу привезли музыканты из Студии новой музыки: перекрестные сочинения из прошлого и настоящего: Шуман и его постмодернистское эхо в сочинениях Вольфганга Рима и Дьердя Куртага, Моцарт – и Клаус Хубер. Пианист Янг-ки Джу (участник дуэта IGUDESMAN & JOO, что «взрывает» не только Интернет, но и концертные залы – одним из последних был Малый зал Московской консерватории) выступил в другом ансамбле – с пианисткой Ю Хориучи. Дальше – ансамбль «Камерные солисты Санкт-Петербурга» играл Шостаковича – без этого композитора, наверное, здесь не обходится ни один фестиваль, Трио «Жорж Санд» – французскую музыку, австрияки из Amarcord Wien – танго Пьяццоллы и Жобима, на этой ноте фестиваль и завершился. Остается ему пожелать все-таки окристаллизовать концепцию, чтобы феерический микс из ансамблей и стилей оставался головокружительным – но только в переносном смысле.
Санкт-Петербург–Москва