Московская филармония отпраздновала 7 ноября музыкой однофамильцев – Петра и Александра Чайковских. Пусть теперь не красный день календаря, но все равно для многих нерядовая дата, так что Концертный зал имени Чайковского был полон: арии из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» всегда пользуются популярностью, а кроме них в афише значилась московская премьера современной оперы - «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского.
Петр Ильич, при всем пиетете перед классиком, оказался в этот вечер на втором месте. Нет, пели и играли его хорошо. Обладатель породистого баритонового голоса (в Москве чаще выступающий в другой привычной для себя роли советника президента по культуре) Юрий Лаптев показал целую галерею характерных образов: пресыщенный жизнью Онегин, зловещий в «Балладе» и игривый в «Песенке» Томский из «Пиковой дамы», ученый-мистик Эбн-Хакиа из «Иоланты», герой-любовник в «Серенаде Дон-Жуана». Антологию оперного творчества П.Чайковского дополнили Ариозо Лизы и Ария Иоланты в исполнении солистки Большого театра Елены Зеленской. Им чутко аккомпанировал оркестр Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.
Но уже после первых тактов «Легенды о граде Ельце» - тревожно пульсирующих аккордов, вводящих в предгрозовую атмосферу грядущей трагедии, – мир романтических грез «старшего» Чайковского был забыт.
Как оказалось, исторический сюжет – сожжение Ельца эмиром Тамерланом – еще как может захватить. Тем более что композитору вместе с либреттистами, Николаем Карасиком и Радомирой Ползуновой, удалось связать далекое прошлое с недавним. В Прологе и Эпилоге речь идет о событиях Великой отечественной войны: по приказу Сталина группа археологов приехала вскрыть могилу Тамерлана в Самарканде, проигнорировав предание, что с потревоженными останками выйдет на землю дух войны. Случилось это, между прочим, 22 июня 1941 года... А главные события развернулись в XIV веке, когда Тамерлан по дороге в Москву сжег Елец. Лишь заступничество Богородицы, видение которой посещает грозного полководца, заставило его отступить на Восток.
Оперы у нас пишутся нечасто, особенно – по заказу, а тут идея воплотить кровавые страницы истории в опере пришла двум дамам – замглавы администрации Липецкой области Людмиле Кураковой и директору Липецкой областной филармонии Наталье Мекаевой (Елец входит в Липецкую область), они-то и сделали предложение Чайковскому. Александр Владимирович согласился.
Слушалась опера с неослабевающим вниманием, и то, что на сцене - князья, царь, митрополит – как бы связывало новое сочинение с известными классическими образцами. Валерий Полянский и его команда многофигурную оперу (14 действующих лиц, хор) проработали досконально: почти все певцы пели наизусть, что позволяло им убедительно «играть» своих героев: бесстрашного патриота Федора Елецкого (Олег Долгов, солист Госкапеллы), колоритного злодея Тамерлана (Сергей Топтыгин из «Геликон-оперы»), прелестницу Чолпан (Татьяна Федотова из Камерного театра им. Покровского). Единственное пожелание, скорее, к организаторам. Хотя дикция у певцов была отменная, но иногда сам тип мелодики или оркестровая фактура не позволяли расслышать полностью текст: было бы неплохо позаботиться о зрителях и любые показы опер в концертном исполнении (тем более – современные) давать с бегущей строкой. Тогда бы «знаменитые» филармонические старушки не уходили с представления.
Мировая премьера оперы состоялась минувшим летом в самом Ельце – на открытом воздухе на берегу речки Быстрой Сосны, в роскошных исторических костюмах и эффектно-красивой постановке Георгия Исаакяна. Крестный ход с хоругвями и иконой, сеча с татарами, где участвовали воины и даже конница из исторических клубов, - всё воспринималось как ожившие страницы истории. В московской версии ограничились видеонарезкой кадров из этой постановки. Было не так зрелищно, но – утешая публику - не отвлекаясь на визуальные эффекты, можно было оценить, как точно прорисованы музыкальные характеры и ситуации, с их психологической подоплекой и не придуманным патриотическим пафосом. Действие у Чайковского развивается динамично и контрастно, скорее, по законам киномонтажа, чем театра.
Кстати, была и официальная часть. В Москву из Липец и Ельца приехала целая делегация – поболеть за свое детище и за ставших уже национальными героями композитора, режиссера и дирижера. Перед началом оперы со сцены было сказано, что спектакль собираются повторить и даже сделать ее «брендом» Ельца. Неожиданно – для нашего-то времени.