Репертуар Екатеринбургского театра драмы, как и многих других театров в России, состоит, в основном, из комедий и легких мелодрам. На этом фоне премьера спектакля «Остров Мирный» по пьесе современного драматурга Александра Архипова выглядит неожиданно. Удивительно: Екатеринбург давно признан центром современной пьесы, а в главном драматическом театре города драматургов уральской школы почему-то не ставят. И вот эта неприятная традиция нарушена.
Григорий Лифанов работал в различных театрах страны, часто – в Польше. В Екатеринбурге тоже работал – это его спектакль «Бобок» Театра кукол привозили несколько лет назад на «Золотую Маску». «Остров Мирный» он сделал в тандеме со своей постоянной партнершей – польской художницей Анной Томчинска.
Пространство спектакля Томчинска представила пустынным и темным. Центр сцены ничем не занят, в глубине справа расположен огромный проржавевший маяк; по углам - два островка серой земли с осокой. В этом условном пространстве океан тоже условен – это движущаяся видеопроекция в глубине сцены, подобная тем, которые сейчас можно вешать в офисе. Чернота пространства расцвечена пятнами костюмов. Этот режущий глаз контраст явлен с самого начала – в сцене проводов призывников. Ряженые артисты из местного ДК в костюмах красноармейца и солдата царской армии читают бравурные напутствия, тетка в кокошнике лучится официозным счастьем, а в углу напротив посмеиваются, переминаются с ноги на ногу новоиспеченные солдаты – пацаны в ярких куртках и вязаных шапках с помпонами.
Действие пьесы происходит на острове Мирный, в погранвойсках. Домашний, интеллигентный паренек Сережа попадает в мир, навязывающий ему страшные и абсурдные правила. Этот мир с его неприкосновенной иерархией, выродившейся моралью и тотальным обезличиванием драматург рисует скупо и жестко. При этом, пьеса Архипова, как и большинство пьес учеников Николая Коляды, очень сценична. Схватывая нерв времени, вскрывая метаморфозы постимперского общества, драматург рассказывает историю – человеческую, всем понятную, заставляющую сопереживать.
К дню пограничника замполит решает поставить в части спектакль. Под его руководством трагедия «Ромео и Джульетта» превращается в политически-острую драму. Положительные герои, символизирующие Россию, борются за счастье и единство народов. Ромео играет новобранец Сережа, а Джульетту – чуть ли не единственная женщина на острове, местная красавица и жена капитана Даша. Сцены репетиций становятся пиком армейского абсурда: объясняясь в любви, герои старательно жестикулируют, выявляя идеологическую подоплеку. Сетуя на рано вставшее солнце, прервавшее ночь любви, Ромео-Сережа сурово грозит ему кулаком – ведь там восток, а на востоке – китайцы, потенциальный противник. Абсурдности ситуации добавляют костюмы – герои одеты в пестрые балахоны из флагов республик бывшего СССР.
Абсурдность армейской жизни стала, видимо, главной заботой режиссера – даже сцены дедовщины получились скорее смешными и нелепыми, нежели страшными. В пьесе Архипова нет нагромождения ужасов, короткими репликами или ремарками задана вся беспощадность, безвыходность ситуации. Здесь же, новобранцы проходят все традиционные унижения – стирают «дедам» белье, моют пол зубными щетками, играют в «кукушку», отвешивая друг другу оплеухи, поют засыпающему старшине песню из мультфильма «Умка». По мысли режиссера, дедовщина не осмысленная жестокость, а некий ритуал – просто «так положено». В пьесе эти ритуалы вызывают смех, и настоящего абсурда не получается - за комическими сценами не чувствуется нарастающего ужаса. Получается, что трагический финал, в пьесе подготовленный всей атмосферой чудовищной несвободы, в спектакле становится исходом банальной мелодрамы. Сережа влюбляется в кукольную красавицу Дашу. Психически неуравновешенный капитан убивает жену. Спектакль отменяется, расстроенный замполит врубает пластинку о творчестве Рахманинова. Бодро-назидательный голос диктора, рефреном пронизывающий спектакль, в финале, звучит особенно дико, предваряя последний монолог героя. Сережа спокойно рассказывает о том, как взял автомат и пошел по казармам.
Спектакль сыгран актерами «Молодого театра» (часть труппы, состоящая из недавних выпускников) - «Остров мирный» это их вторая работа. После классической «Грозы» они сыграли жесткую, близкую им по возрасту, по времени, историю - пусть и под спасительным соусом мелодрамы, маскирующим пьесу под сериалы вроде «Солдат» или «Границы». Конечно, репертуарный контекст, привычки публики диктуют свое, но и с этой поправкой, появление спектакля «Остров Мирный» это намек на какую-то новую жизнь Екатеринбургской драмы.