На улицах Новосибирска и сегодня можно встретить слова Ломоносова - о том, что могущество России Сибирью прирастать будет. Их вспоминаешь, когда сталкиваешься с какой-то очевидной удачей, - на днях, например, когда в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялся концерт, на котором за дирижерским пультом стоял молодой Айнарс Рубикис, которого так и хочется назвать открытием, а сам концерт - историческим, хотя и прошел он вдали от столицы. Мездрич, вернувшийся из Ярославля в ему хорошо знакомый Новосибирский театр оперы и балета, всякий раз как будто вспоминает о своем первом геологическом образовании, и снова начинает копать, искать новые имена. И - находит. Как когда-то вытащил сюда и создал исключительные условия для Теодора Курентзиса, гражданина Греции, который вырос и приобрел популярность именно с этим сибирским театром, и став феноменально востребованным, покинул «родной дом», как это и бывает во многих семьях. Когда следом за одним появляется новый иностранец – это настораживает. Не много ни мало, как и приезд героя «Мертвых душ» Гоголя в город в N.
Айнарс Рубикис – не Чичиков, это точно. Лауреат первой премии Международного конкурса дирижеров имени Г.Малера в Германии в 2010 году, лауреат первой премии Международного конкурса молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля в Австрии в 2011 году. Он не просто собрал битковой зал (тут надо напомнить, что Новосибирская опера, построенная в 45-ом, - один из самых грандиозных театральных зданий от Варшавы до Шанхая, зал вмещает две тысячи человек, тут бабушками с бесплатными пропусками зал не обеспечить) на симфонический концерт, не просто проявил после недельных репетиций удивительное взаимопонимание с оркестром театра, не просто небанально исполнил сочинения Дебюсси, Гайдна и Малера, принесшего ему лауреатство, - он вызвал волнение, что случается на академических концертах нечасто. Вряд ли публика заранее готовилась к сильным впечатлениям, однако совпадение приятное: мобильные телефоны не звонили во время концерта, дверьми никто не хлопал. Тут не как в Москве. Вообще в Новосибирске любят и ценят своих артистов, к варягам относятся настороженно, а уж предательства не прощают.
Айнарс Рубикис взял зал сразу, как только встал за пульт, одномоментно, причем - еще до того, как успел взмахнуть дирижерской палочкой. Заворожил молчанием, паузой. Таким мучительно долгим было ожидание тишины из которой родилась музыка!
Выбранная дирижером программа выбранная была соразмерна возрасту и уже накопленному опыту музыканта. Он и программу выстроил в той последовательности, в какой композиторы сочиняли свои опусы. И был, можно даже сказать, по-ученически, но можно напротив углядеть и в этом особое мастерство, даже раннюю мудрость: все написанные ноты звучали, не теряясь в бурных темпах молодого интерпретатора. «Послеполуденный отдых Фавна» был исполнен с какою-то изысканной образностью и одновременно - почти исповедально, как будто Рубикис дирижировал про себя, и этот сон Дебюсси был историей из жизни гостя из Латвии. Кульминацией концерта стало исполнение Четвертой симфонии Малера. В заключительной части симфонии вокальную партию исполнила сопрано из Германии Лидия Тойшер. Ее насыщенный голос, какое-то почти детское выражение лица, думается, очень подходили тому детскому образу Рая, который слышится в малеровской симфонии. Певица эта, кстати, в Ноябре планирует выступить в Москве, она исполнит одну из партий в опере Моцарта «Волшебная флейта» на сцене Большого театра. А вот на встречу с Рубикисом москвичам пока остается только надеяться, так как этого города в его планах пока нет. В Новосибирске в декабре он будет дирижировать снова - оперой «Кармен» и балетом «Лебединое озеро».