Чхиквадзе – великий комик, великий трагик.
Кадр из фильма
«Ожерелье для моей любимой»
Вокруг имени актера Рамаза Чхиквадзе давно сложились легенды. Он слишком рано покинул подмостки – в расцвете творческих сил – и долгие годы боролся со смертельным недугом, не теряя надежды вернуться в театр.
Если заходила речь о возможном возвращении, говорил так: «Годы прибавляются, силы, память уходят, и выходить на сцену становится тяжело. Ведь мы играем без суфлера – в отличие от актеров старых времен. Так что никто мне на сцене в случае чего не поможет, самому придется выкарабкиваться. Я не помню, чтобы актер выходил на сцену в 82 года. Исключение – единицы! А я не хочу играть свои роли хуже, чем играл». И все-таки актер хотел работать. Во время одного нашего телефонного разговора его супруга Наташа шепотом, по большому секрету сообщила, что Рамазу предлагают выступить в «Буре» и, кажется, он готов согласиться. Но┘ коварная болезнь не позволила осуществиться этим планам.
Когда Рамазу Чхиквадзе становилось чуть лучше, он подходил к пианино и играл. Вдохновенно, упоенно, радостно. И вспоминались его сценические создания, потрясшие весь мир, – Аздак, Ричард III, Король Лир┘ Или фильмы – «Скорбное бесчувствие», «Древо желания», «Мольба»... Всему миру известно, что свои лучшие роли артист сыграл в спектаклях Роберта Стуруа на сцене Театра имени Шота Руставели. Он был однолюбом – всю жизнь проработал в одном театре, женился однажды и навсегда. Он умер, ненадолго пережив свою супругу – она умерла в конце августа, защищая Стуруа от нападок со всех сторон.
Обладатель многих наград, он был лишен честолюбия. По словам супруги, его никогда не волновали ни звания, ни пресса. «Спектакль завершался – и всё. Другие актеры надолго задерживались и все еще получали комплименты, их приглашали на ужины, приемы, а Рамаз даже этого не мог себе позволить. Потому что уже на следующий день у него был спектакль, а то и два. Жизнь во время гастрольных поездок у него была очень сложной, и Рамаз не имел особой возможности налаживать связи, которые обычно завязывали режиссеры, композиторы, актеры┘» – вспоминала Наташа.
Сегодня известные деятели грузинской культуры, весь народ Грузии прощаются со своим кумиром. Роберт Стуруа говорит: «Это был великий грузинский артист, украшение и опора Руставелиевского театра, мой любимый творец и человек Рамаз Чхиквадзе. Если бы не Рамаз, ни один мой спектакль не имел бы такого успеха и мирового признания. Талант Рамаза, его блестящая мужественность и человечность покоряли всех. Истинный грузин, он еще долго будет жить в наших сердцах – осиротевших, оглохших, как воплощение надежды на то, что рано или поздно счастье все-таки придет в нашу страну. Да приумножит Господь таких грузин. Об этом молю Бога. С миром, мой Рамаз! Я вернусь и поставлю в память о тебе спектакль – меня ждут самые лучшие актеры...» Дата похорон пока не определена, известно только, что Чхиквадзе похоронят в Тбилиси в Пантеоне писателей и общественных деятелей.
Тбилиси