В понедельник председатель недавно созданного Киносоюза Андрей Прошкин, члены Киносоюза режиссер Валерий Тодоровский и киновед Андрей Плахов сообщили на пресс-конференции, что Киносоюз озабочен нынешним состоянием российского Оскаровского комитета. Андрей Прошкин зачитал письмо, составленное членами Киносоюза и разосланное всем общественным киноорганизациям России, в качестве каковых были названы Союз кинематографистов, обе кинематографические академии, именуемые в просторечье «Никой» и «Золотым Орлом», и профессиональные киногильдии. Письмо небольшое, и основной смысл его сводится к тому, что комитет не отражает мнений всех слоев киносообщества.
Подписавшие письмо члены Киносоюза предлагают всем адресатам делегировать своих представителей для некоего большого совещания – как создать новый, всех устраивающий, адекватный времени и месту Оскаровский комитет. Площадку вверенного ей «Совэкспортфильма» предложила для сбора и обсуждения Екатерина Мцитуридзе, ведь продвижение российского кино за рубежом – сфера ее деятельности.
По мнению Андрея Прошкина, в новый комитет должны на постоянной основе войти лауреаты и номинанты на «Оскар», а посланцы союзов, гильдий и академий должны переизбираться каждый год до 1 августа – именно до этой даты список членов комитета должен быть представлен в американскую киноакадемию. Прозвучал вопрос, пригласят ли в новый комитет Никиту Михалкова. «Он председатель СК и лауреат «Оскара», почему же его не пригласить?» – ответил Прошкин. Спрашивали и о том, готовы ли инициаторы реформирования комитета к конфликту с нынешними членами Оскаровского комитета. «Будет очень печально, если Никита Сергеевич и те, кто сейчас составляет комитет, начнут конфликт, – сказал Тодоровский. – Но я не хотел бы верить в такое развитие событий». Прошкин выразил меньший оптимизм: «Если будет конфликт, то, значит, будет конфликт┘» Вообще выступающие уходили в разговоре от частностей и личностей, пытаясь пока лишь зафиксировать свое желание начать работу по консолидации разных кинематографических сил в деле выдвижения российских фильмов на «Оскар». «Как текущий скандал скажется на репутации российского кино в мире?» – спросили их под конец. «Хорошо! – неожиданно ответил Андрей Плахов. – Потому что любые изменения, поиски – это здоровые процессы. А то, что происходило в комитете последние лет 10, иначе чем стагнацией не назовешь».