Один из самых дружелюбных объектов выставки – "Слово и дело" Наталии Хлебцевич и Григория Капеляна.
Фото ИТАР-ТАСС
В лавине современного искусства, обрушившейся на Москву этой осенью, пятая юбилейная выставка номинантов премии Кандинского – важнейшее событие. Ее экспозиция в двух залах Дома художника на Крымском Валу дает представление о состоянии нашего, местного современного искусства. Не о мировых трендах – за этим надо идти на биеннале, и не об арт-рынке – это на «Арт-Москву», а о лучших наших художниках и их работах в чистом, докоммерческом виде.
Напомним, что заявки на участие в конкурсе на премию Кандинского люди присылают самостоятельно. От художника требуется предоставить работу, внятно описать концепцию и быть гражданином РФ. Отборочная комиссия в несколько этапов просеивает работы, теперь около 40 наилучших претендуют на премии. К концу выставки жюри решит, кому дать 40 тыс. евро за проект года, кому 10 тыс. как молодому (до 30 лет) художнику и кому 7 тыс. за медиа-арт.
Работы выставлены по разделам. В названия разделов можно и не вникать, поскольку архитекторы так изящно со смыслом разместили арт-объекты в пространстве, что, гуляя по залу, зритель подспудно ощущает изменение темы, на которую с ним беседуют художники. Выставка этого года очень легко воспринимается, и это само по себе является достижением. За пять лет существования премии все-таки появились у нас и приятные художники, и разумные кураторы, и профессиональные архитекторы выставочного пространства.
Большинство зрителей выделяют самые дружелюбные объекты – кирпичи под названием «Слово и дело» Наталии Хлебцевич и Григория Капеляна и комиксы-жизнеописания Кати Флоренской. Задача художника в нашей, не очень привычной к современному искусству, стране разумно сместилась – выяснилось, что нужно не столько шокировать, провоцировать человека на реакцию, сколько деликатно позволять ему вступить в контакт с произведением. Дайте зрителю начать делать что-то, что он хорошо умеет. Например, читать. И по мере чтения он проникнется замыслом художника. Стенка с кирпичами «Слово и дело» в этом смысле – идеально нужное произведение. Через три минуты чтения написанных на камнях парных слов, где Чук и Гек – вместе, а Мухи и Котлеты – отдельно, любой из нас становится чуть веселее, умнее и актуальнее.
Хорош и в этот раз на редкость доступен для понимания весь видео-арт. Работы Ольги Шагаутдиновой «Боль камня» и «Боль волны» с благополучно катающимся по каменной осыпи красивым телом и легко реагирующим на удар водяных брызг женским лицом – это жизнь Бриджет Джонс на новом этапе осмысления. Девушки поймут и прочувствуют. Рассказы героинь Марины Винник о разных своих обидах – тоже о ней, о современной женщине, живущей где-то в глубинах Живого Журнала и Фейсбука. Наконец, самая сильная история авторства Таус Махачевой из Дагестана: она придумала выстрелить в песок из пистолета Макарова, а потом руками, стоя на коленях выкапывать проклятые пули. Чистая, цельная гражданская позиция. Ведь правда, надо хоть что-то делать с этой ежедневной стрельбой на Кавказе!
Судя по размещению, фаворитами выставки являются инсталляции «Расщепление» Ивана Чуйкова и Pharmaconcert Евгения Чертоплясова. «Расщепление» демонстрирует эволюцию главного богатства современного русского человека – его родительской квартиры. Разделяя интерьер комнаты на две половины, прошлую и настоящую, художник показывает, насколько более весомую часть жизни составляет прошедшее. Из материальных предметов Чуйков нарисовал картину духовную, такую щемящую и знакомую большинству людей. Возвращаясь в свой старый дом, хоть тысячу раз улучшенный перестройкой и евроремонтом, мы любим его за невидимое, за образы и воспоминания. Но если инсталляция Чуйкова лишь на первый взгляд напоминает о приемах и методах великого нашего Ильи Кабакова, то у молодого Евгения Чертоплясова из Самары «сложный интеллектуальный узел» выглядит в целом как чистая подражательная кабаковщина. В чем, правда, и нет ничего плохого.
Очень тщательный, глубоко проработанный проект под названием «Кожи» представила Ирина Нахова. Это фейк, где нам предлагается изучать выполненные на латексных лоскутах как бы куски человеческой кожи, с как бы настоящими татуировками как бы реальных людей, о которых рассказаны как бы интересные истории. Вышло содержательно и очень психологично. Каждый эпизод достаточно красив сам по себе. Но весь проект в целом получается неэстетичным.
Самыми красивыми работами на выставке кажутся огромный белый шар по имени UNO от Алексея Костромы и цветная штуковина «Показательный процесс» от Ирины Кориной. Белый шар до этого уже экспонировался в «Гараже», он особенно радует тем, что сделан из обыкновенных белых полиэтиленовых пакетов модели «маечка». Каждый божий день мы имеем дело с этими пакетами и не замечаем, насколько приятное, симпатичное, нужное и просто гениальное изобретение человечества держим при этом в руках. На этом месте также можно спеть привычную песню о том, что нужно беречь земной шар от загрязнения, и распознать актуальную гражданскую позицию художника. А в работе Кориной из клетки выпучивается цветной пластилин, очень динамично застывший. Получился целый неживой театр, который так интересно разглядывать. Эти две работы прямо созданы для того, чтобы быть на глазах, украшать общественные пространства.
Еще внимание всяких конкурсных и закупочных комиссий московского правительства хочется привлечь к работам группы Recycle. Их панно из представленного на выставке проекта Layers так и просятся на стену при оформлении новых станций метрополитена. В них ровно в меру современной красоты и смысла, минимум противоречий и идеологии. И материалы недорогие, сказано же – recycle.
Инсталляция Алексея Костромы UNO. Фото ИТАР-ТАСС |
Угадать победителя в этот раз сложнее, чем обычно. Возможно, это будет художественно точный Чуйков, по возрасту и духовно близкий большинству членов жюри. Возможно, более попсовые молодые Чиркин и Подкидышев с целой комнатой шуршащих, как в Хогвардсе, книжек под названием «Шепот». Тем интереснее выбрать фаворита «на свой вкус» и следить за его судьбой. Таким, на наш взгляд, является молодой художник из Воронежа Николай Алексеев с инсталляцией «Найденные ландшафты». Его небольшие белые скульптуры – это гипсовые отливки, по форме точно повторяющие пенопластовые упаковки от разной бытовой техники. Все время от времени держат в руках эти довольно противные штуки. Они со скрипом вылезают из картонных коробок и их хочется побыстрее выкинуть. То, что художник решил рассмотреть эти брусочки хитрой формы – уже занятно. Когда же он сделал их из гипса, получились великолепные, очень человечные маленькие скульптуры. Они напоминают ни много ни мало «Архитектон Альфа» и белый «чайник» Казимира Малевича, что стоят в экспозиции Русского музея. И эта перекличка от Малевича к новому китайскому электрочайнику на кухне молодого воронежского художника выглядит очень естественной и перспективной.
Проект группы Recycle "Культурный слой". Фото ИТАР-ТАСС |
Выставка показывает, что наступило время спокойных, вдумчивых, уравновешенных художников. Рожденных в современности и мыслящих сообразно современности. Закончились бесконечные эксперименты с советским детством и имперской символикой. Почти исчезли надуманные эксперименты на тему социального протеста, прекратились игры в маргиналов и андеграунд. Если верить искусству, мы наконец готовы вылезти из кареты советского прошлого. Предчувствовать будущее пока не получается, но осмысливать сегодняшний день уже выходит вполне разумно.