Испанские страсти под немецкую музыку.
Фото РИА Новости
Мадридский театр «Реал» открыл сезон гастролями в Москве. На Новой сцене Большого театра показали оперу Курта Вайля по либретто Бертольда Брехта «Возвышение и падение города Махагони». Зрелище оказалось не для слабонервных.
На первых секундах вступления взору публики открылась самая натуральная свалка – примерно о таких несколько лет назад по нашему телевидению показывали передачу: там живут люди (не сказать, правда, что припеваючи), строят домишки, даже с обогревом, находят одежду и прочее. В общем, натурально – горы мусора. Правда, обитатели этой свалки ничего не строят, они тоже – мусор (или, как сказала в интервью одна хористка, «я – г...но города Махагони»).
Этот «город-рай» основали три беглых преступника. За деньги здесь можно получить все – как минимум выпивку и девочек. А еще можно обожраться до смерти, избить друг друга в «честном» поединке, тоже до смерти. «Залюбиться», наверное, тоже – но тут Вайль и Брехт обходятся без трупов. Но вот нельзя громко петь и не иметь денег. Не расплатиться за стаканчик виски – вот самое страшное преступление в Махагони, которое карается смертной казнью. По суду, разумеется. Но суд этот уже давно превратился в фарс. Постановщики из группы «Фура дель Баус» надели на адвоката клоунский нос, а на прокурора колпак дрессировщика – и вот она, наша реальность. Или их, западноевропейская?
В финале – после того как сожгли простого лесоруба Джимми, того самого, что не расплатился в баре (а перед этим устроившего дебош с песнями и плясками, за что ему светило 10 дней тюремного заключения, и «совратившего» девицу – еще пара лет), – в макабрическом марше один за другим выходят герои оперы и выносят транспаранты: «За справедливое разделение неземных благ», «За деньги», наконец, огромный – «За величие мусора». А аплодисменты в зале (не смех, именно горячие аплодисменты!) вызывает плакат «Свободу олигархам». Группа «Фура дель Баус», часто работающая в жанре вскрытия социальных язв, кажется, достигла своей цели.
В яме – не мусорной, оркестровой – был в этот вечер Теодор Курентзис, дирижер, на которого нынешний интендант мадридского театра Жерар Мортье сделал особую ставку – это первая, но, очевидно, не последняя их совместная работа. В своих интервью Мортье говорит о планах на будущее и называет «Представление о душе и теле» Кавальери сочинением, которое считают первой оперой. Оркестр звучит очень хорошо, особенно на пиано, в моменты, когда партитура словно тронута зыбью тонов и полутонов, когда нужно создать паутину призрачных созвучий. Впрочем, прозвучали и кабаретные номера, и джазовые зонги, и страшный финальный марш. Ведущие солисты, кажется, не всегда справлялись с акустикой: голос Эльжбеты Шмытки был уж слишком мышиным – впрочем, не исключено, что ее героине, продажной, но свободной, ставилась такая задача. А вот красивый тенор Михаэля Кёнига, исполнившего партию Джимми, не скрыла не всегда «академичная» мелодическая линия Вайля – было бы интересно услышать этого певца в романтическом репертуаре.